В ноябре 2012 года исполняется 400 лет освобождения Москвы от польсколитовских интервентов. Это событие стало тем рубежом, с которого потомки стали считать окончание Смутного времени на Руси. Страна пережила один из самых тяжких кризисов в своей истории. Многих ли деятелей тех лет мы помним сейчас? Минин и Пожарский – вот кого, скорее всего, назовет обычный знающий историю человек. Между тем это было время героев, не щадивших своего живота ради Русского государства. Об одном малоизвестном герое и мученике, нашем земляке, нужно сказать особо.
Святитель Феоктист Тверской до обидного мало известен в наши дни. Это связано и с тем, что о нем сохранилось немного сведений. Неизвестно его мирское имя. Предположительно, будущий тверской архиепископ родился в середине XVI века и был родом из западнорусских земель. Известно, что он принял постриг в ГерасимоБолдинском монастыре Смоленской епархии. Там же он со временем был избран игуменом.
Святителя Феоктиста поставил на тверскую кафедру первый Патриарх всея Руси святитель Иов. Это произошло около 1603–1604 годов. Несмотря на то, что он занимал тверскую кафедру в течение не очень продолжительного времени, тверитяне успели полюбить своего архипастыря. Высокий нравственный авторитет святителя позволил ему достойно пронести крест служения в самые тяжелые годы Смутного времени.
Начало XVII века стало в России временем тяжелейших испытаний. Три подряд неурожайных года (1600–1603) поставили на грань голодной смерти тысячи людей. В 1604 году на южных границах России появился отряд самозванца расстриги Григория Отрепьева, объявившего себя «чудно спасшимся» младшим сыном Ивана Грозного Димитрием. Настоящий царевич Димитрий был убит при загадочных обстоятельствах в Угличе в 1591 году, но многие, не разобравшись и плохо зная события, а более ненавидя царя Бориса Годунова, прельстились и признали в самозванце законного наследника престола.
Самозванец, вошедший в историю под именем Лжедмитрия I, правил меньше года (1605–1606) и своим заискиванием перед поляками, на средства которых он и был отправлен завоевывать престол, заслужил всеобщую ненависть русских людей. В Москве вспыхнуло восстание, народ ворвался во дворец, и Лжедмитрий I был убит. На русский престол был избран царь Василий Иванович Шуйский.
Почти сразу после воцарения Василия Шуйского масса сторонников Лжедмитрия I бежала в замосковные города, на юг, и там началось крупное восстание, одним из руководителей которого стал Иван Болотников. Шайки самозванцев и грабителей растеклись по Руси, по городам, заставляя их жителей под угрозой насилия и грабежа присягать «законным царям». И многие города присягнули.
Митрополит Филарет, отец будущего царя Михаила Фёдоровича Романова, писал в Великий Устюг в ноябре 1606 года: «И которые города, забыв Бога и крестное целование, убоявся их грабежа и насилия всякого и осквернения жен и дев, целовали крест, и те города того же часу пограблены… а которых городов люди их, воров и хищников не устрашились, и те, милостию Божию от тех воров целы сохранены… Приходили те богоотступники и разбойники и злые душегубцы и сквернители к Государевой вотчине ко граду Твери, и во Тверском уезде служилых и всяких людей привели к кресту сильно…
А во Твери Государев богомолец, а наш сын богомолец Феоктист Архиепископ Тверской и Кашинский, положа упование на Бога и Пречистую Богородицу и на всех святых, призвав к себе священный собор и приказных Государевых людей и своего архиепискупля двора детей боярских и града Твери всех православных крестиян; и укрепися вси единомысленно, поборая за Святые Божии церкви и за православную веру и за Государево крестное целование стати безо всякого сумнения и страха; и тех злых врагов и губителей и разорителей под градом Тверью много злой их проклятый скоп побили и живых много злых разбойников и еретиков, поимав, к Москве прислали и они восприяли месть по своим делом».
Но восстание Болотникова было лишь началом невиданного доселе на Руси разорения. Едва правительство Василия Шуйского справилось с восстанием, как крамольники и мятежники всех мастей устроили лагерь в подмосковном селе Тушине, где провозгласили очередного самозванца: Лжедмитрия II. Бояре и дворяне ездили то в Москву, то в Тушино, заискивая перед обоими, и, в конечном счете, все оставили царя Василия. Шайки разбойников заполонили страну. За легкой добычей потянулись поляки, причем многие паны приходили с большими отрядами. Польский король Сигизмунд начал открытую войну.
Мы не знаем, что происходило в это время в Твери. Город находился фактически в осаде, окрестности его опустошались, постепенно накапливались усталость и недовольство. Кроме того, по отрывочным сведениям, которыми мы располагаем, не последнюю роль в падении города сыграла измена.
Неизвестно, при каких обстоятельствах в руки тушинцев попал святитель Феоктист. Повидимому, его предательски выдали, надеясь отвратить шайки грабителей от города. В любом случае, Тверь была разорена несколько раз, особенно сильно в 1609 году, когда стала местом большого сражения тушинских отрядов и армии молодого полководца Михаила Васильевича СкопинаШуйского, шедшего с наемной шведской ратью спасать Москву от тушинских разбойников.
Как полагают историки, томившийся в плену в тушинском лагере святитель Феоктист попытался бежать. Лагерь распался, шайки бандитов бежали кто куда, многие из бывших в нем в плену попали потом в Польшу в заточение на многие годы. Сейчас невозможно сказать, что точно произошло зимой 1609–1610 годов. Мы располагаем лишь кратким заключением драмы святителя Феоктиста, как ее изложил троицкий келарь Авраамий Палицын: «Тверского архиепископа Феоктиста обезчестившие и во мнозех соблазнах и муках в бедстве на пути к царствующему граду смерти предаша: и ратным обычаем от правоверных взято бысть тело его, отончены кости оружие и в знамениях животных кровоядных начертанно…»
Тверская кафедра вдовствовала после кончины святителя Феоктиста три года. Но тверитяне остались верны завету крепко «стоять за Государево крестное целование». Когда в начале 1612 года в Пскове объявился третий Лжедмитрий, в Твери от него грамот и посланцев не приняли. Келарь Авраамий с архимандритом Дионисием писали в апреле 1612 года князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому: «Да в марте же в 28 день приехал к нам из Твери жилец Андрей Михайлов сын Темкин, а в расспросе нам сказывал, что во Твери и в Торжку и в Старице и во Ржеве и в Погорелом Городище по воровскому заводу креста не целовали, а радеют по вашему помыслу и совету».
И в этом видится также заслуга святителя Феоктиста, и по смерти молитвенно не оставившего свою паству. Верим, что он не оставлял ее и в иные смутные времена, верим, что не оставляет и в нынешнее, когда он причислен наконец официальным церковным решением на Архиерейском Соборе 2000 года к лику святых.
Добавить комментарий