Таким образом, за тридцать лет ежегодного прироста учительские доходы должны бы уже сравняться с доходами нефтяников и подойти вплотную к прибылям мировой олигархии. Но меня не покидает ощущение какогото подвоха: то ли тон обещаний чересчур бодрый, то ли прибавка распределяется както так, что в круг моих знакомых педагогов перепадает ее ничтожная доля.
Учителя попрежнему не чувствуют себя вполне обеспеченными людьми. Свои отпуска проводят в трудах на дачах, где выполняют семейную продовольственную программу. Для разнообразия отпускные будни расцвечиваются бесплатными упражнениями: генеральной уборкой и ремонтом кабинета, школы.
Учебные четверти посвящены исключительно школьным проблемам, а собственные проблемы уходят на самый последний план, где упорно растут и множатся. На День учителя и Новый год большинство коллег надевает парадные костюмы, из года в год одни и те же. Обратите внимание, на массовых областных учительских праздниках в одежде публики преобладает строгий черный цвет и классический покрой – торжественно и практично, сгодится на все случаи жизни. Отмечают праздники в кругу своих, скидываясь рублей по 100–150 (максимум!) на магазинные деликатесы. А в основном такие застолья – повод продемонстрировать заготовки из собственного урожая и обменяться новыми рецептами. Чтобы весной посеять на своем огороде новый сорт кабачков и получить от них икру более обалденную, чем в нынешнем году.
В общем, не шикуют. И очередь из молодых энтузиастов, жаждущих стать педагогами, почемуто никак не выстраивается. За тридцать лет даже, напротив, практически растаяла. Потому что известно: учитель работает, как негр на плантации, более 10–12 часов в день, все выходные и праздники у него посвящены школе и ученикам, и это никак не поощряется. Так называемые стимулирующие выплаты стимулируют в коллективах лишь раздоры, потому что распределение сих благ зависит зачастую не от качества работы, а от умения угодить начальству. Вообще, непонятна логика начисления этих выплат. Например, совместителямпочасовикам стимулирующие выплаты вообще не положены, несмотря на то, что и почасовики могут выполнять какуюто дополнительную работу: готовить детей к участию в олимпиадах, конференциях, конкурсах, проводить экскурсии, мероприятия и прочее. Но, очевидно, считается, что совместители, в отличие от штатных педагогических сотрудников, должны все это делать бесплатно, просто от душевной щедрости.
Помню, как в годы перестройки педагогическая общественность активно обсуждала вопрос о том, что учителя перегружены, что базовая ставка 18 часов в неделю – это на самом деле нарушение трудового законодательства, потому что подготовка одного урока требует не менее двух часов, а у начинающих учителей – еще больше времени. В целом выходит более 50 часов в неделю. Кроме того, проверка тетрадей, внеурочная работа с учениками, родителями и многое другое.
Поговорили и закрыли тему. А между тем работы у педагогов не убавилось, а прибавилось. Теперь они шагу не могут ступить по школе, не предъявив предварительно горы бумаг, которые должны подвести мощную методикопедагогическую, психологическую, санитарноэпидемиологическую и еще незнамо какую базу под каждый шаг, под каждый взмах указки. А впереди – введение новых государственных стандартов в школьном образовании, требующих от каждого учителя полного пересмотра всей своей деятельности, подготовки еще большей горы планов и разработок по новым стандартам. Однако о разгрузке учеников говорится много, а о разгрузке учителей – тишина. Это не обсуждается. Даже самые яростные правозащитники молчат. Нашелся бы хоть какойнибудь дотошный педант и провел бы хронометраж рабочей недели учителя (включая выходные дни). И поделил бы его реальную зарплату на количество отработанного времени. Тото получилась бы пища для размышлений.
Добавить комментарий