Кто хочет положить «Вертикаль»?

Крупнейшую вертолетную компанию лишают возможности летать

С 13 июня тверской  авиакомпании «Вер­тикаль­Т» запрещено осуществлять свою деятельность. Причины не слишком понятны – ни с фактической точки зрения, ни с формальной. Росавиация просто взяла и приостановила действие лицензии компании, уже на протяжении 20 лет выполняющей серьезные авиационные операции как в России, так и во всем мире, занимающей второе место по вертолетным перевозкам в РФ, при том, что 80 процентов объема своей деятельности осуществляет за рубежом.

Проблемы у «Вертикали­Т» начались после подписания руководителем Росавиации Александром Нерадько Акта инспекционного контроля базовых объектов. В нем компании было рекомендовано выделить учебный центр в отдельное подразделение и получить второй аэродром базирования. Хотя в акте в целом отмечается, что «обеспечение авиационной безопасности в авиакомпании продолжает соответствовать сертификационным требованиям, риск банкротства в текущей перспективе отсутствует», но в «Общих выводах» говорится, что деятельность компании не соответствует сертификационным требованиям. Компании предлагалось устранить немногочисленные и в общем­то типовые нарушения. Но по истечении обозначенного срока, вместо рассмотрения отчета об устранении, из Росавиации поступила телеграмма «об аннулировании с 13.06.2012 года сертификата эксплуатанта» со ссылкой на приказ агентства от 4 июня. То есть подписанный за 10 дней до окончания срока, установленного для ликвидации нарушений.

Эксперты, привлеченные различными средствами массовой информации для комментирования этой, прямо скажем, скандальной ситуации, в один голос заявляют: для лишения лицензии нужны куда более серьезные промахи в деятельности компании, вплоть до катастроф с человеческими жертвами. Нынешний же повод, вроде бы названный формально превышением часов полета у некоторых летчиков, никак не может служить основанием для подобного рода репрессий. Ибо «не ошибается тот, кто не работает», и такие мелкие погрешности со стопроцентной гарантией можно найти в любой компании.

 

А «Вертикаль­Т» компания даже и не «любая». Ее вертолеты базируются, помимо Твери, в Мурманске, на Камчатке, в Магадане, на Чукотке. Она, активно работая за границей, одной из первых вошла в Афганистан, перевозит грузы в Африке. За 20 лет существования авиакомпании ее вертолетчики работали в Конго, Пакистане, Восточном Тиморе, Непале, Косово, Судане, Западной Сахаре, ЮАР, Сьерра­Леоне, Италии, Греции, Турции и Германии. Они тушили пожары, спасали моряков, работали в рамках программ ООН. Дважды, в 2002 и 2009 годах, вертолеты «Вертикали­Т» эвакуировали поврежденный вертолет СН­47 «Чинук» ВВС США в Афганистане, заслужив личную благодарность президента США. Тогда же, в 2009­м, авиакомпания эвакуировала в Афганистане и подбитый вертолет «Кугар» ( «Супер­Пума») нидерландских ВВС.

Наконец, «Вертикаль­Т» только за первую половину 2012 года принесла в российский и тверской бюджеты в общей сложности 45 миллионов рублей налогов. Оборот компании в год – до 1,5 миллиарда рублей.

– Сейчас все работы приостановлены, хотя мы выиграли новые тендеры, победив среди других мировых компаний, – говорит генеральный директор «Вертикали­Т» Владимир Скурихин. – Под вопросом и будущее восстановленной авиабазы в Змеёве. Непонятно, что ждет лишь недавно появившуюся в Твери санитарную авиацию.

Как ни крути, но при таких «исходных данных», включая и несуразности с датой приказа, как­то не верится в то, что лишь банальные и типовые «мелочные» причины, к тому же устраненные, а по утверждениям представителей «Вертикали», и вообще не существовавшие (якобы имела место просто ошибка в подсчетах), могли стать реальной причиной попытки уничтожения компании. А что такое лишение сертификата для авиации? Это и есть уничтожение.

Возможных настоящих причин различные источники называют как минимум три. Первая, традиционно, – конкурентная борьба за воздух. Впрочем, реальных, сравнимых с «Вертикалью», конкурентов в перевозках в России просто нет. Так что просто выдавливать ее с рынка вроде бы некому. Если только не просто выдавливать, а перехватывать ее контракты вместе с ее потенциалом, включая и технический.

Отсюда  вторая возможная причина: борьба уже не за небо, а за землю. За весьма привлекательную площадку недалеко от Москвы – с аэродромом, учебным центром, кадрами, базой, наконец, с вертолетами, способными выполнять любые виды работ, вплоть до VIP­перевозок.

Наконец, третьей причиной некоторые наблюдатели называют отголоски «старой войны» – противостояния нынешнего руководства «Вертикали­Т» с прежними сотрудниками компании, которые, по словам Скурихина, имея доступ к печати и документам, «уводили» средства и искусственно накручивали задолженности. Напомним, кстати, что в прошлом году на Скурихина было совершено покушение.

Впрочем, никто не исключает и того, что может быть и четвертая, и пятая причины, что могли «сработать» и несколько причин в комплексе. Но факт налицо. Одна из крупнейших и авторитетнейших авиакомпаний прикована к земле, и перспективы дела на данный момент туманны. Хотя «Вертикаль­Т» сдаваться, разумеется, не намерена. Руководство компании уже сообщило о готовности защищать свою позицию в суде, сотрудники написали открытое письмо Президенту России, не остался в стороне и Губернатор Тверской области, обратившийся по этому вопросу к министру транспорта РФ.

«Решение об аннулировании сертификата эксплуатанта приведет к фатальным последствиям для крупнейшей в Центральной России вертолетной авиакомпании и оставит больше 400 авиаспециалистов без работы, а само предприятие приведет к банкротству», – написали сотрудники компании «Вертикаль­Т» Владимиру Путину.

Остается лишь надеяться, что этого не произойдет и здравый смысл восторжествует. Остается надеяться…

Игорь БОГАТЫРЁВ

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *