«Пытаясь родное, святое спасти…»

Раннее постижение мира и зрелое его осмысление, лирические откровения, память сердца, тревога за будущее – всё это под одной обложкой новой книги Бориса Рапопорта «Родинка», удостоенной литературной премии имени М.Е. Салтыкова-­Щедрина.

Имя Бориса Рапопорта, выпускника МГУ, одного из старейших журналистов области, хорошо известно. Работал он на Алтае и в Белгороде, печатался в Сибири и Москве. Жил на переднем крае агитпропа, и потому со знанием дела мог писать:

В любые времена крутые,

приемля всяческую

                  власть,

всегда врала моя Россия –

наверно, этим и спаслась.

В его сердце с детства жило озаряющее жизнь волшебным светом увлечение поэзией, и здесь судьба поманила его редкими для простого смертного успехами. В десять лет он, можно сказать, с улицы, напечатался в многомиллионной «Пионерской правде», в семнадцать – в журнале ЦК комсомола и Союза писателей «Смена». Но после университета хлеб насущный пришлось все же зарабатывать трудом газетчика. При внешней схожести работы со словом, поэзия, в отличие от журналистики, питалась из другого источника, из сердца человека, из души. Для многих такая жизнь становилась тяжким испытанием. Кто смирялся с судьбой, становился только газетчиком, кто не выдерживал гонки, сходил с круга, но редкие трудники, как Борис Рапопорт, находили в себе силы жить в параллельных мирах, газетном и поэтическом. Не будем спрашивать, сколько это стоило сил, но годы работы в газетном суетном цехе не заглушили в eго душе цветов поэзии. Ведь только поэт способен остановиться посреди дворика, через который ходит всю жизнь, и сделать открытие:

Так зачем же этот

                         дворик,

утомительно притихший,

и сухие нитки сена

в голубых

                прожилках льда?

Вот уж, поистине, как сказал другой поэт, поэзию ищут в небе, а она находится под ногами…

Лирический герой Бориса Рапопорта твердо знает, что звезда, мерцающая «на донце колодца, не покупается­не продается». Он скорбит по измочаленной на нашем веку совести, горюет, видя унижения, которым подвергается сегодня «данный ему Богом» русский язык. Поэт считает, что в защите от пользователей и потребителей брендов сегодня нуждаются не заброшенные дома, а забытый нами русский язык. Ведь «уже и слова „русский“ след остыл».

Вот я и сижу

             над строкою,

пытаясь родное, святое

спасти – через время

                      лихое

в словесных корнях

перенесть.

Но грохнет столетье

металлом –

и грустно откинешь

тетрадь:

где совесть без вести

пропала,

там не о чем

            повествовать.

И все же он повествует. Такова участь поэта, его назначение.

Михаил ПЕТРОВ, член Союза писателей России

 

НАСЛЕДСТВО

В деревне умер мельник.

Похоронив отца,

наследство поделили

три брата-молодца…

Старая сказка

Наконец-то, под старость,

да что-то  имеется!

Наконец!..

Но святая твердит простота:

что же делать с нежданно

свалившейся мельницей,

если даже не в силах

пристроить кота?

Жернова не скрипят.

Кот на воле гуляет –

не о ней ли, сердешный,

мурлыкал с тоской…

А ко мне подступились,

прищурясь, деляги:

отчего же ты бедный,

коли умный такой?

Не вписался, простите,

в ваш кипеж торговый,

задыхаюсь на бешеной ярмарке дня,

сочинитель расейский,

но вовсе не «новый»,

даже к «фабрике звёзд»

не пускают меня.

А почём они, кстати,

сегодня «звёзды»,

а также мельницы и коты?

(Спрашиваю об этом

не слишком серьёзно,

хотя и не против

«американской мечты».)

Так вот и встречу свой

смертный час.

Но звезда,

что мерцает на донце колодца,

не покупается – не продаётся:

она попросту недоступна для вас!

РОДНАЯ РЕЧЬ

Что тосковать о русском мужике,

об избах заколоченных – Бог с ними.

Ты погорюй о русском языке,

поплачь, как над ушедшими

родными.

Стрекозы потускнеют без слюды,

кукушка на ау не отзовётся,

и станет потребителем воды

паломник у забытого колодца.

Уже и слова «русский» след остыл,

пора переходить на россиянский

и новую вульгарную латынь

осваивать во времени –

пространстве.

Не вырастут на газовой трубе

ни Третий Рим, ни цезаревы рощи,

и во вселенской биржевой гульбе

мы обойдёмся суржиком попроще.

И всё-таки, крутой мой полиглот,

оставь язык Вергилия для мессы,

а то, что не поймёт её вестгот,

неважно – лишь бы крест

на грудь повесил.

 

ЦНИНСКИЙ КАНАЛ

Осень. Берег Цнинского канала.

Одинокой памяти клише:

на лошадке из папье-маше

я реву сопливый, годовалый,

но трофейной «лейкою» уже

папка клацнул сладко и устало –

снимок сделан.

Вечность миновала,

по гранитным клавишам канала

за мальчонкой звонко проскакала

на лошадке из папье-маше.

Снова листопада карнавал,

где когда-то  , душу надрывая,

музыка гремела духовая,

осушая мокрый наш подвал

и народ окрестный собирая,

чтобы каждый внове ликовал:

кончилась вторая мировая!

Впрочем, я не так её назвал,

а сосед, простившись с той войною,

то ли за дунайскою волною,

то ли за амурской поспешал

на своей каталке, на культяшках,

от земли отталкиваясь тяжко,

от земли, которую спасал.

Осень. Сад у Цнинского канала.

Словно ничего и не бывало –

Ни бойца-калеки, ни подвала,

ни лошадки из папье-маше.

А её хозяин постаревший,

в транспорте ином поднаторевший

шествует с коляской вдоль канала

и с законной гордостью в душе:

до меня, мол, дотянись, а ну-ка –

третьего везу по счёту внука,

пялит он глазёнки, но не плачет –

из пелён хоть завтра на коня,

крепкий мужичонка будет –

                           значит,

не моей породы, не в меня.

Да и пусть себе, и слава Богу,

лишь свою бы не проспал дорогу

да осилил эту круговерть.

Маховик времён не остановишь,

Но, видать, напрасно ты буровишь:

«Гены передать и – умереть».

Осень. Берег Цнинского канала,

где твоя лошадка проскакала,

унося потёртое седло,

где росточек твой,

смышлёныш малый,

ловит глазом лист кленовый                                                  палый,

где недаром музыка играла.

Круг замкнулся. Время не ушло.

 

Слово о полку отцовом

Рождённые в года глухие…

Александр Блок

Родившиеся в года глухие,

в серёдке века – в средневековье,

когда отцы – молодцы фронтовые

воткнули в прясла у хаты копья,

усатому снова подставив выи,

что мы,

в штанишках из старых юбок,

могли увидеть в отцовских муках?

Мы ликовали с утра до заката,

мы без конца патефон заводили

и следом за Бунчиковым твердили,

что, мол, и нам помирать рановато.

А вот отцы уже помирали –

в пивнушках горсадовских

и на вокзале,

где плач Ярославны слышен едва ли,

им наливала родная страна,

и за победу они осушали,

но и тогда свои ордена

в коробках для спичек

аршинных держали.

А спичи пылали в Колонном зале:

наденьте, фронтовики, ордена!

Они завязали. Но не надели.

Поскольку были давно при деле –

о семьях радели, коптили, коптели,

всё чаще вскакивали с постели,

отхаркивая кусочки свинца.

Вот так и я потерял отца,

а с ним и застрявшие

                      в прясле копья.

Истинный сын средневековья,

так же, как батя, рвусь из жил,

будто совсем ещё и не жил,

бегу вприпрыжку за веком новым,

а ночью мыкаюсь, что не сложил

Слова о пылком полку отцовом.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *