Обруганные маршрутки

И тем не менее реальной альтернативы им – компактным и вертким – на тверских дорогах нет

Ширится и крепнет в нашем губернском городе ныне такое мнение: убрать все тверские маршрутки, пересесть на другой привычный общественный транспорт. Мнение вполне добронамеренное и в чем-то ностальгическое. Но – абсолютно невыполнимое…

Хотя причины того, почему оно созрело, ширится и крепнет, вполне понятны. Ведь и правда, что ни день, приходят вести: то дверь у маршрутки отвалится, то колеса, то несется она на красный свет и бодро переворачивается на бок, то считающий деньги водитель умудряется не заметить пожарную машину с мигалкой. Ну а уж про набивание машин «под завязку» сверх заявленной вместимости, про неотданную сдачу да про гонки по трамвайным путям нечего и говорить. Всё это стало вполне привычным и даже нормальным для тверских реалий. Но все же вызывающим по старой, не изжитой еще окончательно привычке претензии и некий внутренний ропот обсчитанного пассажира, зажатого в позе «зю» в переполненной «Газели», выполняющей очередной слалом-кросс в городской пробке. И когда-то этот нарыв должен был прорваться…

Правда, последствия этого, уже вроде бы свершившегося, прорыва заставляют предположить и некую обморочность сознания пациента, то бишь пассажира. Поскольку говорить об отказе от маршруток, не видеть того, что именно и только они, при всех претензиях, являются сейчас практически единственным видом транспорта, имеющим реальную перспективу, в состоянии не обморочном очень сложно. На что их заменить?

На громоздкие автобусы и троллейбусы? Так для них сначала нужно расчистить дороги. Причем не только и не столько от зимнего снега, сколько от всего того скопления движущихся и припаркованных частных экипажей, что ежедневно забивают проезжую часть любой мало-мальски значимой улицы.

На трамваи? Но трудно даже представить себе ту сумму, что необходима для реанимации трамвайной сети города: от закупки банальных запчастей до полной реконструкции изношенных вконец путей, включая не только рельсы, но и то, что под ними. А это, вдобавок ко всему прочему, и длительные дорожно-строительные работы, в том числе и на самых оживленных улицах города.

Давайте признаем: нет иного способа хоть как-то обеспечивать перевозку пассажиров внутри города, кроме как развивать маленькие и верткие маршрутные такси. Нет! По крайней мере, сейчас. Скорее можно говорить о необходимости ликвидации того самого привычного и экологичного трамвая, нежели об отказе от маршрутных такси.

Предчувствую возражения. Дескать, уж сколько говорят про эти маршрутки, сколько наказывают и водителей, и владельцев, а всё без толку. Не соглашусь. Наверное, все же вопрос в том, как наказывать. Одно дело – налагать копеечные штрафы или заставлять увольнять с работы тех, на чье место и так уже выстроилась очередь. Другое – давать по рукам ощутимо и решительно. Как, например, поступили недавно с одним из предпринимателей, лишив его (хотя и временно) лицензии и запретив выезд на линию всем трем десяткам его машин. Результату этого шага есть вполне яркая и наглядная иллюстрация. Автор этих строк воспользовался маршруткой № 27 – той самой, «репрессированной», – в понедельник 4 июня, в день выхода вышеназванного запрета. По сравнению с тем, что было прежде, впечатления потрясли. Вместо желтой, разваливающейся на ходу «коробки» – приличная белая иномарка. Запах краски и кожи. На переднем сиденье – не один водитель, нервно пересчитывающий на ходу деньги, а сразу трое: непосредственно «рулевой», кассир и то ли наставник, то ли переводчик может, то и другое вместе). И самое главное – ехали по правилам! Вот бывает же!

Так что можно повлиять и на маршрутчиков. Если захотеть повлиять по-настоящему, а не «грозить пальчиком». И более чем уверен: если проделывать это не эпизодически, когда, как говорится, «жареный петух клюнет», а регулярно, систематически и методично, то этот вид общественного транспорта может стать вполне качественным и во всех смыслах пристойным. И в течение хотя бы ближайших лет достойно играть ту роль, которая ему и уготована временем, генпланом и дорогами: роль одного из главнейших видов транспорта Твери. Очень хотелось бы в это верить.

Игорь БОГАТЫРЁВ

P.S. За минувшие с понедельника два дня автору пришлось еще пару раз прокатиться в маршрутке 27-го номера. И не было уже ни запаха кожи, ни троих человек «персонала». Вновь – древняя «коробочка», нервно пересчитывающий мелочь водитель и слалом по трамвайным путям… Что лишний раз подтверждает: наводить с маршрутками порядок надо регулярно, систематически и методично.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *