Пора беречь…

Остров Кличен на Селигере – памятник природы, но природа здесь под угрозой уничтожения

Селигер поздно освобождается ото льда. Когда на Волге уже начала спадать вода, на озере только­только освободились ото льда закраины. В теплом весеннем воздухе над холодной водой колебался причудливыми клубами туман. Он то и дело скрывал и делал почти невидимым остров Городомля, до которого около полутора километров. Мимо нас по пробитой во льду дорожке натруженно пыхтит маленький катер. Называется он «Боец» – единственный из «городомельского флота» подходит для таких условий навигации.

Катер подплывает к пристани­дебаркадеру. Момент выгрузки и посадки выглядит особенно оживленно, даже весело. К назначенному времени прямо к воде подлетают такси и микроавтобусы. На место отбывающих граждан заступают прибывшие. Большинство идут к своим припаркованным авто. Их здесь несколько десятков. Машины стоят по обе стороны дороги, в сосняке, на берегу – где придется. Для полноты картины не хватает только какого­нибудь киоска с пивом и дощатого туалета поодаль. Глаз уже начинает привычно их высматривать, прежде чем успеваешь одернуть себя: стоп, этого же здесь не может, не должно быть. Это же Кличен!

Для не знакомых с осташковской топографией поясню. Кличен – это довольно большой (89 гектаров) остров на Селигере, расположенный к северу от Осташкова и составляющий сейчас с городом фактически единую территорию. Дорога на него идет через остров (уже с XIX века полуостров) Житное, мимо Житенного монастыря, по длинной насыпной косе, через бетонный мост 1986 года постройки. Мост этот имеет историю. Построили его в конце советских времен ради будущей гостиницы и турбазы на Кличене. Гостиница затевалась в четырнадцать (!) этажей, появись она – и на острове, да и всем селигерском пейзаже в окрестностях города можно было ставить крест. Но гостиница не появилась. Наступила перестройка, началось движение общественности за сохранение экологии Селигера, деньги кончились и т.д. Но недостроенная дорога и достроенный несчастью) мост остались.

Кличен – это роскошный лес на берегу озера. Памятник природы, объявленный таковым еще решениями облисполкома 1966 и 1982 годов. Решения никто не отменял. Просто в случае с дорогой и мостом вмешалась сила, против которой в СССР было спорить бесполезно: оборонному заводу «Звезда» на Городомле нужна была короткая дорога до берега. И если на пути этой дороги вставал памятник природы – тем хуже для памятника природы…

Алексей Здоров (на снимке), в прошлом лесник на Кличене и депутат Осташковского городского собрания депутатов, знает остров досконально – ему он отдал десять лет. С ним мы и направляемся осматривать его бывшее «хозяйство».

При въезде на Кличен шлагбаум. Правда, он поднят и сломан. Сходная картина практически в любом из «памятников природы», которых на Селигере свыше двадцати, не считая заказников. Посетив, например, заказник в урочище Троеручица недалеко от Ниловой пустыни, вы встретите такой же поднятый шлагбаум и табличку­предостережение, используемую… в качестве мишени для стрельбы из малокалиберного оружия.

– Да все ездят, езжайте, – с таким напутствием полицейские, ловившие нарушителей скоростного режима, развеяли там прошлой осенью наши сомнения относительно шлагбаума…

На Кличене, если наряда ДПС нет, машины мчатся со всей дури по асфальту, который чиновники в начале 1990­х (когда общественность впервые возвысила голос против планов изуродовать Кличен этой дорогой) называли «лыжероллерной трассой». На поворотах видны сломанные деревья, ограждения, а кое­где и остатки лихих крушений прошлого. Алексей Здоров помнит все эти происшествия:

– Разбиваются, когда гонят: торопятся к катеру. А следующий – через час!

Словно в подтверждение его слов, из­за поворота вылетела очередная легковушка и, подпрыгнув почти как на трамплине, пересекла мост – до отхода катера на Городомлю оставалась пара минут.

Все это время на Житном и Кличене слышались веселые голоса ребят – студентов Осташковского электромеханического техникума. Машины проносились мимо них в опасной близости, но молодости свойственно презрение к такого рода опасности. В городе проходила «Неделя добра». Подростки уже набрали десятка три мешков мусора на крошечном пятачке сосновой рощицы на Житном, а с Кличена мусор еще тащили и тащили. Мы порадовались этому субботнику, но осторожно спросили:

– А как будет осуществляться вывоз всего мусора?

Одна из преподавателей, руководивших процессом, сказала не очень уверенно:

– Ну, мы уберем, конечно, а дальше будут, я думаю, лесники. Без лесников мы никуда…

Алексей едва заметно улыбнулся. Лесников на Кличене теперь нет: не идет никто. А сам он, занимавшийся уборкой острова по собственному почину в малопонятной должности «лесовод», уже два года Кличеном не занимается: болезнь, операция, личные проблемы – не до острова.

Справедливости ради надо сказать: собранный мусор все же вывезли – муниципальным транспортом. Только с Кличена – а в Троеручице огромные кучи прямо среди реликтовых можжевельников и сосен никто не убирал. Но на Кличене и Житном наступил редкий момент чистоты и пустынности. Впрочем, ненадолго. Алексей Здоров предупредил:

– Что здесь летом – лучше не описывать. Катеров, правда, не будет, ходят они на Городомлю не отсюда – от Чайкина берега. Но будут пьяные компании на машинах – до самой пристани. О пристани, кстати: в мае прошлого года межрайонной природоохранной прокуратурой решение о выделении земли под нее признано незаконным. А толку?

Два ряда вкопанных деревянных надолб – это то, что еще сдерживает проникновение машин на Кличен. Один ряд уже прорван – словно павшие передовые полки, столбики валяются на земле. Но главная линия обороны еще держится. Алексей проверил автомобильные колеи, почти вплотную подобравшиеся к столбам, – нет, пока это были следы авто городомельцев, парковавшихся нынешней весной.

– Все равно летом прорвутся, – печально заключил Алексей. – Остров охранять уже некому.

Остальная часть острова Кличен с его уникальной природой, курганами и городищем, внутренним озерцом и песчаными пляжами напоминает в каком­то смысле ближний тыл за передним краем обороны. Причем тыл, в котором вовсю орудуют диверсионные группы. На территории, где по закону запрещена хозяйственная деятельность, то там, то здесь присутствуют следы таковой.

– О, смотрите, порылись кладоискатели! – мой проводник показывает свежие, этого года ямки, вырытые на штык лопаты. – А здесь наши «почетные лыжники» очередную трассу прорезали.

На крайнее недоумение, зачем лыжникам очередная трасса, да еще здесь, Алексей с горькой усмешкой пояснил:

– Есть тут три «бобра», они в Осташкове хорошо известны. Пилят для катания на лыжах целые просеки в лесу – и им это сходит с рук, хотя и я, пока работал лесником, и кроме меня лесники предписывали им прекратить это дело. Много лет существует идея в головах некоторых «граждан», которым очень хочется, будем прямо говорить, не мытьем, так катаньем вывести Кличен из разряда особо охраняемых территорий, завести тут лыжную базу. Ну, известно какой сценарий: сначала база, потом земля под нее, потом земля без базы. Знакомый механизм… Земли лакомые, в самом сердце Селигера, почти в Осташкове.

Мы смотрим с мыса, который носит милое название Вьюшка, на скрываемую туманом Городомлю.

– Понимаете, ведь смогли же провести туда газ через Пачково на восточном берегу Селигера. Значит, можно связывать Городомлю с «материком» минуя Кличен. Можно. Но, похоже, уж очень Кличен кому­то нужен.

Всего 16 процентов общей площади района занимают памятники природы. В условиях, когда в сезон на Селигер может приехать до миллиона человек, лишить эти островки особого статуса – означает обречь их на неминуемую и скорую гибель.

– Ведь, кажется, все достаточно просто, – говорит Алексей Здоров. – Будь у нас нормальные деньги на ставке лесничего и будь по одной ставке на каждый памятник природы – нашлись бы люди, может, и сам пошел бы работать, хотя и натерпелся унижений за эти годы. Но надо иметь еще хотя бы минимум уважения к родной земле – просто, чтобы мы перестали гадить самим себе…

Павел ИВАНОВ

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *