О том, что жилищнокоммунальное хозяйство находится в плачевном состоянии, не говорит только ленивый. Однако одного признания наличия в отрасли острых проблем мало. Надо их решать. Какие планы у регионального руководства относительно сферы ЖКХ, в беседе с корреспондентом “» рассказывает заместитель Председателя Правительства Тверской области Тарас Заичко.
– Тарас Владимирович, вы имели возможность свежим взглядом оценить положение в жилищнокоммунальном комплексе Тверской области. Каковы впечатления?
– Трудно не заметить, что в отрасли накопилось немало проблем. Высокий уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры, потери в сетях, неэффективность работы оборудования котельных, дефицит бюджетных средств на капитальный ремонт и реконструкцию объектов коммунальной инфраструктуры. Поэтому первостепенными задачами на долгосрочный период в целях вывода ЖКХ из кризиса должны стать инвестиционная привлекательность отрасли и изменение в положительную сторону ее имиджа.
– В каком объеме требуются инвестиции в ЖКХ?
– По результатам оценки, проведенной в 2009 году внешними экспертами, общий объем инвестиций, необходимых для модернизации сферы ЖКХ региона, составляет 22387 миллионов рублей.
Обеспечение надежности предоставления жилищнокоммунальных услуг, учитывая дефицит бюджетных средств, нам видится путем привлечения внебюджетных инвестиций: краткосрочных до пяти лет, что сейчас уже реализуется в Торжокском, Кувшиновском, Молоковском, Лесном районах, городах Осташкове и Весьегонске. В 2011 году в этих муниципальных образованиях в период подготовки к зиме в рамках государственночастного партнерства осуществлена модернизация семи котельных, проведена реконструкция тепловых сетей. Общий объем инвестиций составил 232 миллиона рублей.
Особенно важно привлечение долгосрочных инвестиций в ЖКХ. Для этого Правительством Тверской области уже разработан проект закона о государственночастном партнерстве, начата разработка перспективного плана развития объектов коммунальной инфраструктуры региона. Одним из вариантов долгосрочных инвестиционных ресурсов (до 20 лет) Правительством Тверской области прорабатывается схема сотрудничества с государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк) в целях привлечения средств на строительство новых объектов коммунальной инфраструктуры.
– Областная власть вернулась к газификации региона. Каковы здесь результаты и перспективы?
– В 2011 году продолжалась реализация программы газификации районов Тверской области. ООО «Газпром межрегионгаз» были определены инвестиции в объеме 10 миллионов рублей на завершение проектирования 9 межпоселковых газопроводов в Старицком (4), Осташковском (4) и Калязинском (1) районах.
За счет средств бюджета Тверской области, федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований в 2011 году начато проектирование 18 объектов и завершено строительство 26 объектов газификации в Старицком, Зубцовском, Кимрском, Калязинском, Лихославльском, Бологовском, Калининском, Ржевском районах.
В 2012 году в рамках адресной инвестиционной программы Тверской области планируется завершение проектных и строительномонтажных работ по объектам газификации в Андреапольском, Вышневолоцком, Бологовском, Бежецком, Зубцовском, Калининском, Калязинском, Кувшиновском, Нелидовском, Оленинском, Осташковском, Сонковском, Фировском районах.
Определены пять приоритетных направлений в развитии газификации.
Первым из таких направлений является газификация югозападной части Тверской области. В рамках инвестиционной программы ОАО «Газпром» осуществляются проектные работы по газопроводуотводу Ржев – Оленино – Нелидово. Реализация проекта позволит газифицировать Оленинский, Нелидовский, Западнодвинский, Торопецкий и Бельский районы.
Второе направление – строительство дополнительного источника газоснабжения для обеспечения потребителей города Твери и Калининского района. Строительство газопроводаотвода и автоматической газораспределительной станции (АГРС) «Калинин3» ведется за счет средств областного бюджета.
Третье направление – газификация Весьегонского и Сандовского районов согласно генеральной схеме газоснабжения и газификации Тверской области, разработанной ОАО «Газпром промгаз», предусмотрена со стороны Вологодской области путем строительства газопроводаотвода. В 2011 году по объекту начаты изыскания.
Четвертое направление – в целях дальнейшего развития Конаковского района необходимо осуществить в рамках инвестиционной программы ОАО «Газпром» реконструкцию участка от кольцевого газопровода Московской области до Конаково. В настоящее время ведутся проектноизыскательские работы по инвестиционному проекту.
Пятое направление – решение вопроса по реконструкции ГРС «Бежецк», от которого зависит газификация Максатихинского, Краснохолмского, Молоковского районов.
По всем направлениям постоянно осуществляется конструктивное взаимодействие Тверской области с ОАО «Газпром» и его дочерними структурами, что позволяет надеяться на реализацию намеченных планов.
– У коммунальной сферы сегодня появились перспективы развития. Расскажите об основных направлениях модернизации отрасли.
– Реализация мероприятий предлагаемого к рассмотрению плана развития отрасли будет осуществляться в рамках трех реализуемых министерством топливноэнергетического комплекса и ЖКХ долгосрочных программ: «Развитие жилищнокоммунального и газового хозяйства Тверской области на 2010–2014 годы», «Комплексная программа по повышению энергетической эффективности региональной экономики и по сокращению энергетических издержек в бюджетном секторе Тверской области на 2010–2014 годы и на период до 2020 года»; «Обеспечение населения Тверской области качественной питьевой водой на 2009–2015 годы».
Продолжится софинансирование капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жилищного фонда с использованием средств Фонда содействия реформированию ЖКХ. Средства Фонда на 2012 год составят на проведение капитального ремонта 259,1 миллиона рублей, на переселение граждан из аварийного жилищного фонда – 154,8 миллиона рублей, которые планируется реализовать в полном объеме.
Субсидирование процентной ставки по кредитам, привлеченным на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, будет в следующем соотношении: 80 процентов – областной бюджет (15 миллионов рублей) и 20 процентов – местные бюджеты (3,75 миллиона рублей) ежегодно. Предусмотрены средства на модернизацию, капремонт объектов теплоэнергетического комплекса, частично в рамках адресной инвестиционной программы, в том числе разработка проектной документации и техникоэкономическое обоснование, в размере 120 миллионов рублей – в 2012 году, 130 миллионов – в 2013 году и 140 миллионов рублей – в 2014 году.
Общий объем средств на 2012–2016 годы, необходимых на мероприятия, предусмотренные планом, составляет 4 827,2 миллиона рублей. В 2012 году намечено привлечь средств от органов местного самоуправления, Фонда содействия реформированию ЖКХ и из внебюджетных источников в сумме 1539,46 миллиона рублей.
– Как вы считаете, рост самосознания населения сможет повлиять на развитие отрасли? Как быстро удается переломить восприятие от позиции потребителя к позиции хозяина?
– Как показали социологические исследования, проведенные в городах и районах области в 2010 году (12 городов и районов), степень информированности жителей области о процессах реформирования отрасли ЖКХ, изменениях в законодательстве, а также о деятельности федеральных и региональных органов власти в сфере развития жилищнокоммунального и газового хозяйства крайне недостаточна. Ошибочное понимание собственниками и нанимателями жилья своих прав и обязанностей, низкий уровень разъяснительной работы в муниципальных образованиях стало основанием для увеличения количества обращений и жалоб граждан в органы власти, в том числе федеральные.
Правительство Тверской области использует различные методы подъема самосознания наших граждан. Поддерживаем общественные организации, которые реализуют социальные проекты, направленные на повышение уровня информированности жителей Тверской области об изменениях в сфере ЖКХ, жилищном законодательстве, выстраивании конструктивного диалога между населением, властью и участниками рынка жилищнокоммунальных услуг. Мы ожидаем, что за этим должен последовать рост удовлетворенности населения качеством услуг.
– В начале года тарифы не изменились. Чего ожидать летом?
– Федеральная служба по тарифам установила для Тверской области в 2012 году предельные показатели роста тарифов. Увеличение платы за тепловую энергию с 1 июля может произойти не более чем на 6 процентов, с 1 сентября – на 3,2 процента. Рост тарифов на услуги в сфере водоснабжения и водоотведения с 1 июля составит не более 6 процентов, с 1 сентября – 5,6 процента. Рост тарифов на газ произойдет один раз в году, с 1 июля, и составит не более 15 процентов. Тарифы на электроэнергию возрастут тоже один раз за год и могут с 1 июля увеличиться для населения на 6 процентов.
Главным управлением «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области утверждены предельные максимальные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2012 год. В первом полугодии тарифы на коммунальные услуги остаются без изменения. Во втором полугодии максимальный рост тарифов на коммунальные услуги для граждан, проживающих в полностью благоустроенном жилищном фонде, составит не более 12 процентов по отношению к 2011 году. Для тех, кто проживает в частично благоустроенном жилищном фонде, – 15 процентов.
Николай ЕМЕЛЬЯНОВ
Добавить комментарий