Выпускники уже выбрали будущие профессии

Для этого они определились с предметами по ЕГЭ

Выпускники школ и других учебных заведений, где получают среднее образование, до 1 марта должны были выбрать предметы для сдачи единого государственного экзамена в 2012 году.

Как и прежде, чтобы получить аттестат за среднюю школу, два предмета все сдают обязательно – математику и русский язык. А чтобы поступать в вузы, нужно сдать еще другие предметы. Ребята их выбирают в зависимости от того, куда захотят поступать. С 1 февраля все вузы опубликовали новые правила приема абитуриентов, перечень специальностей и направлений подготовки и соответствующий список предметов для вступительных экзаменов. Вуз может установить три или четыре вступительных экзамена. В их числе первый – русский язык, он обязателен для всех. Второй предмет профильный, обязательный для каждой специальности и направления подготовки. А третий предмет выбирают сами вузы, из числа предложенных вариантов. Количество предметов тоже может варьироваться, в зависимости от правил, принятых в каждом вузе. Тверские вузы обычно ограничиваются тремя предметами. А в престижных столичных вузах может быть и четыре. Поэтому важно, чтобы сейчас выпускники познакомились с информацией интересующих их вузов, чтобы окончательно определиться с выбором дисциплин для сдачи ЕГЭ. Дело в том, что после 1 марта, когда запись на ЕГЭ прекратилась, уже ничего невозможно изменить.

В школах наступил решающий период регистрации на ЕГЭ. Это ответственный период, потому что экзамен будет только в июне, а решить свою судьбу нужно уже сейчас. Опыт показывает, что не все четко определяются, потом в июне­июле многие жалеют, что выбрали не тот предмет.

О том, как помочь выпускникам принять правильное решение, размышляет Леонид Григорьев (на снимке), профессор кафедры социологии и социальных технологий Тверского государственного технического университета:

– Сложилась большая диспропорция между гуманитарными и естественнонаучными направлениями подготовки. В этом году Министерство образования и науки уже объявило, что общее количество бюджетных мест в вузах сохранится на уровне прошлого года. Но внутри этого общего количества происходят определенные подвижки. В текущем году увеличится количество бюджетных мест в магистратуре за счет сокращения мест в бакалавриате. Кроме того, государство сокращает количество бюджетных мест, выделяемых на гуманитарные направления подготовки специалистов – на экономику, менеджмент, юриспруденцию. При этом сохраняет большое количество мест по негуманитарным направлениям подготовки – компьютерным, инженерным, экологическим и так далее. Но при этом большинство выпускников школ ориентированы к поступлению как раз на экономические, юридические специальности. В связи с этим большинство записывается на ЕГЭ по обществознанию. В результате конкурсы на эти специальности высокие, проходные баллы более 200. В то же время, чтобы поступить на негуманитарные направления подготовки и специальности, чаще всего в качестве третьего ЕГЭ нужно сдать физику или информатику. А эти предметы выпускники выбирают гораздо реже. И поэтому проходные баллы на данные специальности гораздо ниже: в тверских вузах около 100 баллов. В итоге получается, что отличники, медалисты с приличными баллами по ЕГЭ рискуют не поступить на бюджетные места, если они планируют стать экономистами, юристами, менеджерами. А ребята с более слабыми результатами легко могут поступить на негуманитарные специальности. Эта сильнейшая диспропорция сохраняется несколько лет. С одной стороны, государство нацеливает выпускников на получение строительных, инженерных, компьютерных профессий. С другой стороны, выпускники по­прежнему ориентированы на гуманитарные специальности. К тому же в школах снизилось качество образования по физике, сократилось количество часов физики в старших классах. Есть профильные физико­математические классы, но их единицы. Поэтому ребят, готовых уверенно сдавать физику, не так уж много – отсюда истоки диспропорции. Последние три года мы агитируем выпускников сдавать физику как запасной, дополнительный вариант. Можно сдать обществознание и на всякий случай физику. Если не получится поступить на юриста или экономиста, можно пойти учиться на компьютерную или инженерную специальность.

По статистике, в IT­технологиях устраивается на работу больше выпускников вузов, чем заканчивает компьютерные специальности. То есть туда идут даже люди с непрофильным образованием. Однако нельзя сказать, что компьютерные специальности в вузах бешено популярны, там есть конкурс, но значительно меньше, чем на юриспруденцию или на экономику.

Что касается инженерных специальностей, здесь ситуация с трудоустройством непростая, зависит от положения в отраслях производства. Однако различные агентства прогнозируют, что инженерные специальности будут очень востребованы. Уже сейчас на одно место экономиста претендует 8–9 человек, а на одну инженерную вакансию – 1–1,5 желающих.

В конце января Министерство образования и науки РФ выпустило новый Порядок приема в вузы. По сравнению с Порядком, действовавшим ранее, новый документ сохранил основные положения в прежнем виде. Изменения коснулись в основном льготников. Это дети­сироты, инвалиды, призеры олимпиад. Теперь они имеют право воспользоваться своей льготой только в одном вузе, куда должны представить подлинник аттестата в момент подачи документов. Они могут подать копии документов и в другие вузы, но там они будут поступать на общих основаниях.

В чем суть изменений? По закону, каждый абитуриент может подавать документы в пять вузов и внутри вуза – на три направления подготовки или специальности. То есть у него имеется пятнадцать возможностей поступления. То же самое касалось и льготников, но получалось, что льгота каждого из них увеличивалась в пятнадцать раз.

В современных условиях право на льготное поступление – это почти полная гарантия зачисления. Гарантии может не быть только там, где льготников больше, чем бюджетных мест. Но такие случаи редки. К тому же в период приема документов льготник может вовремя сориентироваться и подать подлинники документов на другую специальность, куда претендует меньшее количество поступающих вне конкурса.

Когда льготники подавали документы в несколько вузов, создавалась иллюзорная картина во многих – особенно в престижных – вузах на популярных специальностях, что на поступление претендует очень большое количество льготников. В рейтинговых списках, которые вывешивались после окончания приема документов, льготники всюду значились, и создавалось ощущение непреодолимого конкурса. Ребят, не имевших льгот, это отпугивало. В некоторых вузах нечестные сотрудники использовали эту затуманенную ситуацию для проведения своих махинаций. СМИ сообщали о подобных фактах в одном московском вузе, где вывешивали списки абитуриентов, указывали в верхушках этих списков фамилии льготников, которые реально в вуз не поступают. Это распугивало абитуриентов с хорошими баллами, а льготники впоследствии не появлялись, тем временем проходной балл опускался, так что появлялась возможность зачислить людей с небольшими баллами, которые в условиях честного конкурса поступить не смогли бы.

И в других вузах, где и не было махинаций, картина была затуманена, ситуация создавалась нервозная. Теперь и абитуриентам, и вузам конкурсная ситуация будет понятнее.

В новом Порядке приема более четко прописана процедура зачисления в вузы. Прием подлинников аттестатов завершается 4 августа, и 5 августа выходит приказ о зачислении, а вторая волна зачисления будет продолжаться до 9 августа, если останутся вакантные места, и 10 августа будет второй приказ о зачислении.

Важно знать, что сохранились возможности поступления в вузы на основе обычных экзаменов для абитуриентов, которые окончили школу до 2009 года. По желанию, они могут сдать и ЕГЭ. Также выпускники техникумов и колледжей при поступлении в вуз на профильную специальность тоже могут сдавать не ЕГЭ, а внутренние вступительные испытания. А также это право есть у выпускников, окончивших школу в других государствах, и абитуриентов с определенными заболеваниями.

Нет никаких нормативных ограничений возраста для поступления ни на очном, ни на заочном отделениях. Кроме того, люди, желающие получить второе высшее образование, должны иметь в виду, что они могут поступить на бюджетные места в магистратуре.

– Для граждан, которые получили высшее образование по государственным образовательным стандартам, магистерские программы не рассматриваются как второе высшее образование, и поэтому они могут обучаться на них бесплатно, – поясняет Леонид Григорьев. – Для этого нужно просто сдать вступительные экзамены в магистратуру. Это не ЕГЭ, вступительные испытания в магистратуру определяет вуз. Учиться в магистратуре можно два года. Можно поступить даже по другому профилю, надо только подготовиться, чтобы сдать экзамены на уровне бакалавриата. Сейчас формируется практика, когда студенты, завершив обучение в бакалавриате, могут проходить магистерскую программу другого профиля. Например, бакалавр менеджмента поступил в магистратуру по экономике. Бакалавр психологии – в магистратуру по менеджменту, бакалавр по строительству – в магистратуру по энергетике. Все это возможно в рамках осуществления идеи непрерывного образования, развития индивидуальной образовательной траектории.

Марина СМИРНОВА

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *