Коллекционные истории города Кашина

В славном городе Кашине главный интерес представляет его старая застройка – то, что в городе меньше всего замечают его жители. Все эти домики с палисадниками, деревянные калитки, заборчики и цветники, кусты сирени под окнами. Избавь какой злодей Кашин от всего этого, город потеряет свое обаяние, ибо одна природа или главные здания, вроде собора, не делают того, что знает и любит вся Россия под названием «провинциальный городок Кашин».

История первая.

Крестик с огорода

В одном из замечательных старинных домов живет наша хорошая знакомая Вера Алексеевна Никонова. Она ведет жизнь активной общественницы, хорошо известна в кругах краеведов и просто друзей Кашина. В ее уютном дворике этим летом проходили съемки очередного модного сериала «про жизнь в России», который, вероятно, явится на большой экран, к вящей радости кашинцев (в нем будет много кашинских видов), в наступающем году. В городе весь август муссировались слухи о знаменитостях, запросто гулявших по улицам, а счастливые свидетельницы того, как продюсер, актер и режиссер Сергей Жигунов покупал продукты в местных магазинах, долго еще описывали подробности. Жигунов и другие участники съемок несколько вечеров подряд устраивали посиделки в садике дома Веры Алексеевны. И хотя от этого некоторая часть хозяйства понесла неизбежный урон, Жигунов честно возмещал все убытки. В результате хозяйке удалось обновить старинную беседку под липами. Вот тут и отыскался крестик.

Большой такой бронзовый крестик, какой носят на груди священники и который называется «наперсный». С надписью под царскими вензелями императоров Николая I и Александра II «1853–1854–1855–1856».

Любители старины, проверявшие перед тем это место металлоискателями, с досады скрежетали зубами. Детекторы показали несколько старых гвоздей, куски проволоки, пару привычных старинных монеток… А хозяйке без всякого детектора под кирпичом открылась такая вещица. Ушко у крестика было отломано. «Потерял! – подумала было Вера Алексеевна о владельце, полтораста лет уже как покойном. – Бедный батюшка, поди, искал­искал и не отыскал. Вот так и зай­дешь в гости, а потеряешь награду».

То, что изделие наградное, сомнений не было: это крест в память Крымской войны, и давался как­то связанному с ее событиями духовенству.

Заинтригованный, какой же герой обороны Севастополя мог жить на покое в Кашине, я пообещал выяснить этот вопрос архивными изысканиями. Знал, что искомый дом (теперь Веры Алексеевны) с 1870­х годов принадлежал духовенству городской Введенской церкви.

Итак, искомый список кашинского духовенства середины XIX века был получен. И оказалось, что сам введенский протоиерей Владимир Шавров среди награжденных: «1858 года мая 16 дня получил бронзовый Высочайше пожалованный духовенству крест на Владимирской ленте в память войны 1853–1856 годов». Имел Владимир Шавров и орден святой Анны III степени, а награду получил вместе с благословением Синода, вероятно, за деятельность в составе епархиального попечительства, отчислявшего средства на помощь раненым и сиротам.

Но каково же было удивление, когда оказалось, что едва ли не половина кашинского духовенства получила точно такие же крестики. На год раньше, 17 мая 1857 года, крест был вручен протоиерею Флоро­Лаврской церкви Сергею Косухину (тогдашний благочинный города Кашина. Тому по статусу, вероятно, полагалось.) Соборному протопопу Алексею Петрашину крест достался и вовсе 31 марта 1857 года (еще статусом повыше, выходит). А духовенству помладше и менее именитому кресты раздавали уже в 1859–1860 годах – видимо, просто за то, что служили молебны о победе русского оружия. Так что горевать неизвестный нам владелец награды, может быть, и горевал, но то, что весь Кашин в поисках не сбился, это точно.

Такая вот прозаичная история. А жаль: было бы здорово представить, как какой­нибудь полковой священник с редутов Севастополя или Свеаборга мог потом жить на пенсии на родине в Кашине, пивать чаи в садике и нянчить внуков. А ведь, наверное, были и такие ветераны. Но, как водится, прямых свидетельств не сохранилось.

Ну а наш крестик, судя по всему, попадет в Клобуков монастырь, поскольку у игумении Варвары есть мечта как­то отметить место Введенской церкви (она была возле самого Клобукова монастыря) и устроить там часовню. Если, конечно, предполагать, что искомый крестик – Шаврова. Впрочем, сейчас этого точно уже не узнать.

История вторая.

Открытка из 1916 года

– И нету у меня теперь пианина, – потирая висок, говорила бабушка, принимавшая нас с Верой Алексеевной в старинном домике на берегу Кашинки. – А мы переехали в этот дом в 1928 году, потому что у нас было пианино, а хозяйка на нем играла.

Анна Алексеевна Аниханова – обладательница очень звучной фамилии, когда­то в Кашине знаменитой. В 1930­х годах Алексей Аниханов, впрочем, не отец, а cвекор, проходил по делу «даниловцев» (знаменитого кружка ревнителей православия, группировавшегося в 1920­х годах вокруг московского Данилова монастыря), практически полностью уничтоженных физически в 1937 году. Расстреляны были и Алексей Аниханов, и его старший сын Александр, при том, что к делу «даниловцев» они имели отношение очень косвенное (предоставляли квартиру ссыльному архимандриту). Остальные родственники всю жизнь прожили в страхе. Кажется, иные и до сих пор боятся.

У Анны Алексеевны фамилия девичья – Судницына. Тоже из духовенства, но жили уже до революции большей частью другими заработками. Крестная Анны Алексеевны Анихановой Анна, тоже Алексеевна, Зайцева (мамина незамужняя сестра) была профессиональной швеей, открывшей в Кашине известное швейное предприятие, ставшее в советские годы фабрикой «Восходящая заря». Отец, Алексей Судницын, был в 1920­х годах регентом Воскресенского собора, а затем преподавателем пения. Вот от этих людей и остались вещи, которые делают и дом, и саму Анну Алексеевну «коллекционными». Коллекция специфическая. Семья до 1930­х годов, хотя имела «поповскую» фамилию, жизнь вела по провинциальным меркам светскую. У крестной ( «коки») Анны Зайцевой, в силу ее работы, были связи в разных частях страны, да и братья много ездили. Поэтому из того, что осталось, самое любопытное – старые почтовые открытки.

По­видимому, Судницыны специально собирали открытки (далеко не все прошли почту). Кто­то из них фотографировал и сам, но понять из изрядно потрошеных альбомов, что, где и кем снято, теперь невозможно. Сам Кашин в нынешнем состоянии коллекции Анны Анихановой представлен парой известных видов и остатками альбома с фотографиями торжеств 1909 года (возобновление почитания святой благоверной княгини Анны Кашинской). Кое­какие фотографии взял Кашинский музей, другие разобрали родственники.

Осталось вот такое, например, письмецо, отправленное Анне Зайцевой 26 марта 1916 года на открытке, купленной в Ярославле (с видом этого города) от какой­то из ее подруг (подпись неразборчиво «Наталия…»): «Дорогие Анна Алексеевна и К. Еду не без приключений. В Сонкове пришлось бы сидеть до 6 ч. утра другого дня, если бы не шел товаро­пассажирский поезд, которым в компании двух дам и ея мужа (так в тексте. – П.И.) добрались до Рыбинска. Знаете ли Вы, что означает товаро­пассаж.? Это товарный состав и в составе его 1 вагон 3 класса и 3–4 вагона 4 класса. Но чтобы не ночевать в Сонкове, мы поехали, и таким образом добрались до Рыбинска… В Рыбинске пересели в поезд до Москвы, в которой скоро и будем. В вагоне, наконец, выспалась хорошо!»

Согласитесь, мелочь, но какая иллюстрация к русской жизни столетней давности! А таких открыток даже после беглого осмотра альбома обнаружилось несколько.

Хотелось бы, конечно, иметь достойное описание этой коллекции, по крайней мере, чтобы с уходом Анны Алексеевны Анихановой не пропали ниточки, связывающие вещи с людьми, оставшимися только на фотографиях начала XX века. И хотя к ней, кажется, довольно часто наведываются разные любители старины и генеалогии (коих много среди «кашинских» москвичей), систематизировать ее собрание никому из них почему­то не приходило в голову. Вот только пианино легендарное, которое стало решающим аргументом для запуска на постой семьи Судницыных в 1928 году, кем­то из родни увезено и, видимо, продано. А бабушка – ровесница этого пианино – все живет на квартире, в которой давно нет уже никого из родни бывших хозяев дома. Да и сам дом давно «уплотнен».

Анна Алексеевна была всю жизнь учителем математики в одной из школ города. У них с мужем Павлом Анихановым детей не было, и вся ее нерастраченная женская ласка досталась школьникам, до сих пор, уже взрослыми людьми, с нежностью ее вспоминающим.

И весь ее дом, как многие в Кашине, состоит из следов когда­то богатого, даже элитного жилья и последующей советской и особенно постсоветской бедности. Тазы и кастрюли, старые занавески, старый холодильник и шкафы, советские книги на полке соседствуют со старой мебелью, фотографиями и даже несколько гламурными картинками из старых журналов.

И, однако, в этой смеси к неповторимому облику города Кашина добавляется еще один штрих, без которого этот город невыразимо обеднеет.

Павел ИВАНОВ

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *