В декабре принято подводить итоги уходящего года. Этой традиции придерживаются и областные законодатели, тем более что осеннезимняя сессия для депутатов Законодательного Собрания выдалась довольно насыщенной. Было внесено и рассмотрено большое количество законопроектов, затрагивающих самые разные сферы: от вопросов жилищнокоммунального хозяйства до проблем образования. Подробнее об этом – в беседе с Председателем регионального парламента Андреем Епишиным.
– Андрей Николаевич, Законодательное Собрание пятого созыва было избрано в марте нынешнего года. Уже девять месяцев новый его состав определяет законодательную жизнь региона. Как бы вы оценили работу областного парламента?
– Могу сказать, что Законодательное Собрание Тверской области настроено на конструктивную работу и уже продемонстрировало это на практике. Я говорю прежде всего о высоком качестве внесенных депутатами законопроектов и принимаемых законов. Поэтому моя оценка деятельности областного парламента – положительная.
– Давайте коротко обозначим, какие же законопроекты внесли и рассмотрели областные парламентарии в рамках текущего сезона. Каковы дальнейшие планы?
– Законодательных инициатив было, действительно, немало. Назову лишь самые, на мой взгляд, важные для региона и его жителей.
Вопервых, Законодательное Собрание Тверской области инициировало введение административной ответственности управляющих компаний за непредоставление гражданам информации о своей финансовохозяйственной деятельности. Вовторых, подготовлен ряд существенных поправок в региональный закон «Об образовании». Втретьих, принят очень важный для региона закон о бесплатном предоставлении многодетным семьям земельных участков.
Кроме того, областным парламентом сразу в двух чтениях одобрен законопроект о введении административной ответственности за продажу пива и слабоалкогольных напитков несовершеннолетним.
Наконец, в первом чтении принят главный финансовый документ региона – бюджет Тверской области на 2012 год и на плановый период 2013–2014 годов.
В стадии подготовки находятся инициативы по внесению изменений в областной закон «О здравоохранении». Конечно, есть и другие планы, но пока об этом говорить рано.
– Наш конкретный разговор предлагаю начать с законодательного ужесточения в Тверской области ответственности за продажу пива и слабоалкогольных напитков несовершеннолетним. Насколько мне известно, именно вы инициировали этот законопроект. Но ведь такая ответственность существовала и раньше?
Действительно, Федеральным законом «Об ограничениях розничной продажи и потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе» был предусмотрен запрет розничной продажи пива и слабого алкоголя несовершеннолетним. В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях была прописана административная ответственность за нарушение ограничений розничной продажи пива. Но в настоящее время изза расхождений по срокам, носящим технический характер, указанный мною федеральный закон и норма КоАП признаны утратившими силу. Поэтому временно в федеральном законодательстве отсутствует запрет на продажу пива несовершеннолетним. С 1 июля 2012 года вступают в силу изменения в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления алкогольной продукции», согласно которым пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, приравниваются к алкоголю. Соответственно, именно с этого времени и вступит в силу запрет на их продажу несовершеннолетним и будет установлена административная ответственность за его нарушение. Как видим, налицо некоторый технический пробел в законодательстве, который необходимо было закрыть. Сложившуюся ситуацию проще и эффективнее урегулировать на уровне законодательства субъекта Федерации, что мы и сделали, внеся изменения в региональный закон «Об административных правонарушениях».
– Какие это изменения?
– Закон предусматривает систему штрафных санкций за такие административные правонарушения, как продажа подросткам пива и слабого алкоголя, приобретение гражданами пива и слабоалкогольных напитков для несовершеннолетних. Кроме того, согласно закону, штрафы должны применяться за нахождение с пивом или слабым алкоголем в общественных местах, где это запрещено или ограничено нормативными актами органов местного самоуправления. Хочу еще раз подчеркнуть, что это не пропагандистский ход, а логичное продолжение нашей системной политики по борьбе с алкоголизацией населения как одним из основных факторов высокой смертности в регионе.
– Согласно действующему законодательству, управляющие компании обязаны предоставлять населению информацию о своей финансовохозяйственной деятельности, касающейся исполнения договоров управления. Однако чаще всего такого рода информация оказывается для потребителей недоступной. Вы уже сказали, что областные парламентарии выступили с инициативой введения ответственности управляющих компаний за сокрытие информации.
– Еще в мае текущего года депутаты областного парламента разработали предложения о внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях. Речь идет о введении административной ответственности для управляющих компаний и их руководства – за нарушение стандартов, обеспечивающих свободный доступ граждан к информации об основных показателях их финансовохозяйственной деятельности. В сентябре эта законодательная инициатива была рассмотрена на заседании профильного комитета Государственной Думы РФ и получила одобрение.
Введение административной ответственности для управляющих компаний за сокрытие или предоставление недостоверной информации повлечет за собой штрафные санкции. Для физических лиц – до трех тысяч рублей, а для юридических лиц – до десяти тысяч рублей. Безусловно, штрафы не самые жесткие. Тем не менее они должны дисциплинировать как должностных лиц, так и управляющие организации. Уверен, что наши предложения получат поддержку во всех регионах России и в федеральных органах власти. Как только законодательная инициатива станет законом, мы обязательно проинформируем население, чтобы люди были более активны в отстаивании своих интересов.
– Еще один важный законопроект касается бесплатного предоставления многодетным семьям земельных участков под индивидуальное жилищное строительство и для ведения личного подсобного хозяйства. Закон уже принят.
– Напомню, что проект закона «О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Тверской области» внес в областной парламент глава региона Андрей Шевелёв. Законодательная инициатива Губернатора предложена в связи с Посланием Президента РФ Федеральному Собранию.
Данный закон устанавливает право многодетных семей на бесплатное получение земельных участков в собственность для индивидуального жилищного строительства (от 10 до 15 соток) или ведения личного подсобного хозяйства (от 15 до 25 соток).
О важности этого закона говорит тот факт, что депутаты и Правительство Тверской области подошли к его подготовке с особой тщательностью.
Еще на стадии обсуждения законопроекта в первом чтении в Законодательном Собрании была создана рабочая группа, которая и занималась доработкой документа ко второму чтению. Был учтен целый ряд поступивших предложений и дополнений, которые способствовали улучшению законопроекта. Не случайно на разработку этого закона ушло почти три месяца.
– А сколько семей, которые имеют право на предоставление им земельного участка, проживает в регионе?
– По состоянию на 1 октября текущего года таких семей было 6100, из них порядка 1200 – в Твери.
– Но ведь не все муниципалитеты имеют свободные земли для предоставления участков, к примеру, под строительство. Как быть?
– Всю работу по регистрации семей и наделению их землей будут проводить муниципалитеты. Действительно, не все из них имеют возможность предоставить земельные участки прямо сейчас: в некоторых городах и районах соответствующий земельный фонд еще только предстоит сформировать. К примеру, город Тверь. Здесь нет возможности предоставить земельные участки всем желающим – по причине отсутствия свободной земли. Поэтому закон предусматривает для муниципалитетов, не обладающих собственными земельными ресурсами, право заключать соглашения с другими муниципальными образованиями области. То есть, при наличии такого соглашения жители Твери смогут получить землю для строительства, например, в Калининском районе. Механизм заключения соглашений еще предстоит определить, предусмотрев, чтобы семьям, проживающим, к примеру, в южных районах нашего региона, не предлагали земли гденибудь на севере области. Подчеркну, самая главная цель, которую мы перед собой ставили, разрабатывая и принимая этот закон, – чтобы каждая многодетная семья в Тверской области смогла воспользоваться своим правом и получить бесплатный участок земли под строительство дома или для ведения приусадебного хозяйства.
Правительство области ежемесячно будет предоставлять в Законодательное Собрание информацию о ходе реализации закона.
На данном этапе наша главная задача – вместе с исполнительной властью региона и муниципальных образований, совместно с депутатами всех уровней провести информационную и разъяснительную работу по всем статьям закона, чтобы многодетные семьи знали о своих правах и возможностях.
– Вы также сказали о подготовленных поправках в региональный закон «Об образовании». В чем суть поправок и чьи интересы они затрагивают?
– За последние несколько лет в регионе открылось большое количество современных спортивных объектов, ориентированных на то, чтобы привить подрастающему поколению любовь к спорту и здоровому образу жизни. Теперь нужно решить еще одну задачу: обеспечить доступ к таким объектам учащимся сельских школ. В связи с этим нами подготовлен пакет поправок в областной закон «Об образовании». В частности, речь идет о финансовой поддержке муниципалитетов для обеспечения подвоза учащихся сельских школ не только к месту обучения, но и к учреждениям дополнительного образования: спортивным объектам, школам искусств, домам детского творчества. По сути, принятие данной поправки даст учащимся сельских школ прекрасную возможность регулярно заниматься спортом – в том числе и в спортивных секциях под руководством тренеровпрофессионалов.
– Как это будет организовано на практике?
– Дватри раза в неделю – в соответствии с графиком и по определенному маршруту – школьный автобус будет забирать учащихся сельских школ и доставлять их на спортивные объекты в районные центры или в крупные городские поселения, на территории которых построены современные физкультурнооздоровительные комплексы. Кроме того, третий урок физкультуры для сельских школьников также можно будет проводить не в школьном спортзале, а в современном спорткомплексе, где есть ледовая арена или бассейн.
– Андрей Николаевич! В первом чтении принят бюджет области на следующий год, а также на плановый период 2013–2014 годов. Как бы вы охарактеризовали главный финансовый документ?
– Я бы назвал бюджет2012 социально направленным. Спланированные доходы – 29,6 миллиарда рублей, а с учетом безвозмездных поступлений – 36,1 миллиарда рублей. Расходная часть (40,4 миллиарда рублей) сформирована, исходя из консервативного прогноза. Прогнозируемый бюджетный дефицит – 4,3 миллиарда рублей. Две трети расходной части бюджета пойдет на социальную сферу (в том числе на здравоохранение – 7,5 миллиарда, на образование – 7,1 миллиарда, на соцзащиту – 5,3 миллиарда). Кроме того, среди приоритетных направлений расходов – сельское хозяйство, адресные инвестиционные программы и дороги. Социальные обязательства полностью учтены в бюджете2012 и будут выполнены в полном объеме.
Одна из главных задач при формировании бюджета – дальнейшее снижение его дефицита и оптимизация расходов (в частности, на содержание госаппарата) в целях обеспечения финансирования приоритетных расходных обязательств. Кроме того, необходимо учитывать, что с 1 января 2012 года все объекты здравоохранения передаются на региональный уровень, что, безусловно, увеличит нагрузку на областной бюджет.
Пока прошло только первое чтение закона, которое определяет основные параметры бюджета. Сегодня идет большая работа по подготовке документа ко второму чтению – ведь необходимо максимально учесть интересы всех муниципалитетов.
– Возможно, среди наших читателей есть специалисты в самых разных сферах, у которых имеются какието интересные предложения, касающиеся регионального законодательства. Или ктото просто хочет обсудить законопроект. Куда можно обратиться?
– Депутатский корпус Законодательного Собрания Тверской области всегда открыт для обсуждения законопроектов, для конструктивных предложений.
Создан и действует общественный экспертный совет. Все новые законопроекты выкладываются на наш официальный сайт и на сайт общественного экспертного совета. Там же возможно и обсуждение. У Законодательного Собрания есть свой аккаунт в «Твиттере», мы активно используем все возможности, которые дает Интернет. Кроме того, есть приемные наших депутатов, куда всегда можно обратиться. Еще раз подчеркну, что областной парламент – структура открытая. Мы рассматриваем и предложения жителей области, и критику, если, конечно, она конструктивная. Главное для нас – сотрудничество с общественностью, обсуждение – ведь законы пишутся для всех.
Иван ОРЛОВ
Добавить комментарий