Где пробуксовывает школьный автобус

Половина транспорта для перевозок учащихся на момент проверки была неисправна

По информации, представленной в разное время в управление Государственного автодорожного надзора (УГАДН) департаментом образования Тверской области, перевозки школьников осуществляют 115 образовательных учреждений и 29 автотранспортных предприятий. Для этого используются 252 автобуса, 127 из которых на момент проверки не соответствуют требованиям ГОСТа «Автобусы для перевозки детей. Технические требования».

Эти цифры были озвучены на Совещании руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров, работ, услуг на территории области, которое провел главный федеральный инспектор в Тверской области Юрий Стрелецкий.

В нашем регионе до недавнего времени массовое закрытие малокомплектных школ сопровождалось бравурными реляциями о приобретении (дарении) базовым сельским школам школьных автобусов. Но я не могу забыть беседы с главой района (теперь уже бывшим) о том, почему он из последних сил держит на селе малокомплектные школы. В глубинке народ держится, пока есть медпункты и школы. Не будет школ – и самые молодые, активные люди уедут, землю останутся «сторожить» пенсионеры, а вот обрабатывать ее будет некому. И по поводу школьных автобусов глава особого энтузиазма не высказывал. Где будет стоять этот школьный автобус? Скорее всего, у дома водителя. Кто его выпустит в рейс? Кто освидетельствует состояние здоровья самого водителя? Где будет проводиться предрейсовый осмотр транспортного средства? А состояние дорог зимой? Кто гарантирует, что после снегопада дороги будут расчищены до каждой деревни? И таких вопросов множество. И все их надо решать, если мы хотим наладить действительно безопасную перевозку школьников.

На данный момент перевозки школьников автобусами в области организованы преимущественно самими учебными заведениями. За девять месяцев текущего года управление ГАДН провело 66 контрольно­надзорных мероприятий в отношении 21 образовательного учреждения, осмотрело 17 школьных автобусов. Выявлено 114 нарушений транспортного законодательства, более половины из них отнесено к нарушениям, оказывающим наибольшее влияние на обеспечение безопасности перевозок пассажиров.

Что же это за нарушения? Использование на должностях неаттестованных специалистов; отсутствие предрейсовых технических осмотров, нарушение установленного порядка проведения технического обслуживания; отсутствие графика движения по маршруту; допуск водителей без проведения либо с нарушением норм стажировки; отсутствие предрейсовых медицинских осмотров водителей; отсутствие актов обследования дорожных условий на маршруте и другие. В результате комплексных проверок управления ГИБДД в текущем году была запрещена дальнейшая эксплуатация восьми школьных автобусов, восемь водителей были привлечены к административной ответственности, один из них – по части 1 статьи 12.8 Кодекса об административных правонарушениях (нахождение в состоянии алкогольного опьянения). Это водитель, которому доверены детские жизни!

Прокуратура Весьегонского района в ходе проверки использования школами автотранспорта, предназначенного для перевозки детей, установила, что четыре автобуса находятся в технически неисправном состоянии и не соответствуют требованиям ГОСТа «Автобусы для перевозки детей. Технические требования». Прокурор обратился в суд с требованием обязать органы местного самоуправления привести автотранспорт в соответствие с нормами. Через суд эти автобусы были сняты с рейсов. Конаковский межрайонный прокурор направил в суд шесть таких заявлений, прокурор Спировского района – два, Кувшиновского – три. Прокурор Калязинского района внес представление директору городской средней общеобразовательной школы в связи с тем, что в учреждении отсутствует должностное лицо, отвечающее за обеспечение безопасности дорожного движения, не проводятся обучающие занятия о предупреждении дорожно­транспортных происшествий, водитель школьного автобуса не прошел переподготовку.

Руководитель управления ГАДН по Тверской области Галина Архипова в своем выступлении сочла возможным отметить, что «на сегодняшний день совместными усилиями администраций муниципальных образований и контрольно­надзорных органов Тверской области удалось добиться того, что практически весь парк школьных автобусов обеспечен квалифицированным техническим обслуживанием и ремонтом… В результате принятых управлением мер 94 процента выявленных нарушений устранено, то есть у подавляющего большинства проверенных образовательных учреждений было в полном объеме налажено функционирование внутрипроизводственных систем, играющих главную роль в профилактике аварийности».

Такая постановка дела радует. Вот только почти половина школьных автобусов находится в эксплуатации уже более пяти лет, а девять из них – десять и более лет. По данным управления ГИБДД, остаются проблемы с подвозом учащихся в Оленинском, Кашинском, Сандовском, Торжокском районах, когда эксплуатация автобусов запрещена. В Калининском районе переоборудованные для перевозки школьников автобусы до последнего времени не были перерегистрированы и потому не могли использоваться для подвоза учащихся. Поэтому участники Совещания не были настроены столь оптимистически. В этой связи управлениям ГИБДД и ГАДН по Тверской области было поручено еще до начала декабря проанализировать организацию и безопасность «школьных» перевозок, степень их готовности к зимним условиям и в случае необходимости направить соответствующие материалы Губернатору и прокурору Тверской области для принятия мер. Продолжить проведение рейдов по проверке технического состояния школьных автобусов на конечных остановочных пунктах. Рекомендовать региональному министерству образования провести мониторинг «школьных» перевозок и определить количество школьных автобусов, требуемое для обеспечения перевозок детей к месту учебы и обратно, проработать вопросы приобретения в рамках всероссийской целевой программы на условиях софинансирования необходимого количества школьных автобусов, а также выделение средств на ремонт и переоборудование существующих. Рекомендовать региональному министерству транспорта предусмотреть в бюджете Тверской области выделение средств на ремонт и содержание автомобильных дорог третьей и четвертой категорий, по которым проходят маршруты «школьных» перевозок.

Надежда НЕСТЕРОВА

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *