Эстетические вкусы детей формирует не только школа

За те пять лет, которые я посвятил получению высшего образования, в школах многое изменилось. Появилась современная аппаратура для демонстрации фильмов, компьютерные классы уже не кажутся фантастикой, более того, оснащены они действительно хорошими компьютерами. И еще много других новинок появилось в школах из того, чего не было в мое время. Это говорит о том, что образованию детей стали уделять более серьезное внимание. Если же посмотреть телевизор, то вообще может показаться, что обучение детей становится первостепенной государственной задачей. Однако самые серьезные вопросы, касающиеся именно образования, по­прежнему требуют решения.

Мне рассказывала бабушка, что раньше по радио можно было услышать классическую музыку любых композиторов, причем в исполнении лучших мастеров искусств. Да и по телевизору показывали целые концерты хорошей музыки.

В недалеком прошлом мой предмет назывался пение, теперь это музыка. А это значит, что я со своими учениками не только пою, но и слушаю произведения из различных пластов музыкальной культуры. А ведь просто слушать тоже нужно уметь! Вот с этим тяжело. Хочу заметить, что возраст моих учеников как раз тот, когда формируются вкусы. Кто такой композитор, мало кто знает, а вот со словом «продюсер» знакомы все. Какие танцы знают современные дети? Хип­хоп! Я не ханжа. Люблю современную музыку, люблю качественный тяжелый рок, но ведь, кроме рока и хип­хопа, должно быть что­то еще? И даже тяжелый рок и хип­хоп должны быть качественными. А дети не понимают, что такое хорошее исполнение. Если показывают по ТВ, значит, это круто!

Пока наше телевидение и Интернет такие, какие есть сегодня, о каком­то прорыве в образовании говорить сложно. Телевидение самый мощный инструмент в формировании вкусов. Конечно, я делаю то, что могу, в воспитании подлинной музыкальной культуры, и родители говорят, что детям нравятся мои уроки. Но ведь школьные занятия – это капля в море. Хотя и важная капля в процессе воспитания и образования детей. Осознавая это, я и стал учителем. К тому же не хотел прерывать династию. Мой прадед был директором сельской школы. И дед учительствовал, и родители. Я знал, что сегодня профессия учителя далеко не так популярна, как в советские годы. И это как раз связано с теми проблемами, которые необходимо решать: проблема с жильем и маленькая зарплата. На встрече с главой города мы услышали, что проблемы пытаются решить. Это замечательно! Строится дом для учителей и врачей, существуют надбавки, повысился фонд оплаты труда в школах. Но сам глава города сказал, что понимает: мы пришли в школу не для того, чтобы заработать деньги. Мне бы не хотелось показаться меркантильным, однако величина зарплаты напрямую связана с еще одной очень важной проблемой. В педагогических коллективах практически нет мужчин. Мое появление в 17­й школе было воспринято буквально таким же образом, как появление в вечерней школе Нестора Петровича из знаменитого советского фильма «Большая перемена». Для того, чтобы правильно воспитывать детей, в семье нужен папа, а в школе – педагоги­мужчины. А мужчина – это кормилец семьи. С нашей зарплатой быть кормильцем сложно. Значит, для привлечения юношей в педагогические вузы, а затем в школу нужны более серьезные стимулы.

И все­таки престиж профессии, зарплата и жилье, на мой взгляд, не самое главное. Нужно изменить отношение к нравственным и культурным ценностям. А это не по силам только школе. Необходимо участие всех государственных и общественных институтов, формирующих мировоззренческие и нравственные ориентиры юного поколения.

Арсений ИВАНОВ, учитель музыки в начальных классах школы № 17, Тверь

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *