Арттерапевтическая программа в Тверском городском музейновыставочном центре разработана и осуществляется в течение двух последних лет. Это социокультурный проект «Музей без порогов». Он проводится в рамках городской целевой программы «Тверь – город равных возможностей“ на период 2010–2011 годов».
В последние годы в стране постоянно открываются арттерапевтические студии в школах, детских домах, интернатах, больницах, музеях, появляются новые обучающие программы. С 2010 года наш выставочный центр начал работать по арттерапевтической программе с группой слабослышащих детей, используя опыт и методику Российского центра музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея (СанктПетербург). Создано музейное пространство для студийных занятий, где дети могут заниматься самостоятельным творчеством, встречаться с профессиональными художниками, выполнять творческие задания по темам программы, устраивать выставки творческих работ или показ конкурсных произведений.
В течение 20 лет Государственный Русский музей работал над арттерапевтическим направлением в современной просветительской деятельности: арттерапия в музее. Российским центром музейной педагогики и детского творчества создана первая в отечественной практике музейная арттерапевтическая программа «Шаг навстречу», адресованная детям с проблемами в развитии и социальном положении. Русский музей открыл свои двери для социального эксперимента, знакомя на научнопрактических конференциях музейных сотрудников других регионов России со своим опытом и методиками проведения музейных занятий. Началась работа по социальной адаптации и творческой реабилитации средствами изобразительного искусства.
Тверской городской музейновыставочный центр провел «круглый стол» для преподавателей изостудий, воспитателей детских садов, музейных сотрудников в рамках выставки «Невская радуга в Твери». Состоялось знакомство с арттерапевтическими программами Русского музея и с программой нашего выставочного центра, которая осуществляется с детьми из коррекционной школы слабослышащих.
Программы Русского музея имеют семь разделов, внутри которых множество циклов для детейинвалидов, страдающих хроническими соматическими и органическими заболеваниями; для детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей; для детей с повышенным уровнем тревожности и агрессивности; для детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата. Программа включает методические комментарии к музейным студийным занятиям, методики проведения цикла арттерапевтических занятий, социальнокультурные и арттерапевтические проекты. В процессе музейных занятий происходит коррекция эмоционального состояния, расширение эмоционального опыта ребенка, когда он сам творит и знакомится с творчеством великих мастеров прошлого или современных ему художников. Для детей создается ситуация творческого успеха, приходит чувство внутренней свободы. Ребенок начинает фантазировать, более свободно делиться своими впечатлениями, высказываться о пережитом. Арттерапевтические циклы ведутся с использованием театрализации, танцевальнодвигательных упражнений.
На заседании «круглого стола» один из вопросов был посвящен презентации детского творчества, показу возможностей и различных способов трансляции детских произведений на подлинном материале и на электронных носителях, с которыми познакомила руководитель одной из ведущих изостудий города, куратор выставки «Невская радуга в Твери» Ирина Арзамасцева.
Инесса ПЕТРОВА, заместитель директора Тверского городского музейновыставочного центра
Добавить комментарий