Исцеление творчеством

Арт­терапевтическая программа в Тверском городском музейно­выставочном центре разработана и осуществляется в течение двух последних лет. Это социокультурный проект «Музей без порогов». Он проводится в рамках городской целевой программы  «Тверь – город равных возможностей“ на период 2010–2011 годов».

В последние годы в стране постоянно открываются арт­терапевтические студии в школах, детских домах, интернатах, больницах, музеях, появляются новые обучающие программы. С 2010 года наш выставочный центр начал работать по арт­терапевтической программе с группой слабослышащих детей, используя опыт и методику Российского центра музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея (Санкт­Петербург). Создано музейное пространство для студийных занятий, где дети могут заниматься самостоятельным творчеством, встречаться с профессиональными художниками, выполнять творческие задания по темам программы, устраивать выставки творческих работ или показ конкурсных произведений.

  В течение 20 лет Государственный Русский музей работал над арт­терапевтическим направлением в современной просветительской деятельности: арт­терапия в музее. Российским центром музейной педагогики и детского творчества создана первая в отечественной практике музейная арт­терапевтическая программа «Шаг навстречу», адресованная детям с проблемами в развитии и социальном положении. Русский музей открыл свои двери для социального эксперимента, знакомя на научно­практических конференциях музейных сотрудников других регионов России со своим опытом и методиками проведения музейных занятий. Началась работа по социальной адаптации и творческой реабилитации средствами изобразительного искусства.

Тверской городской музейно­выставочный центр провел «круглый стол» для преподавателей изостудий, воспитателей детских садов, музейных сотрудников в рамках выставки «Невская радуга в Твери». Состоялось знакомство с арт­терапевтическими программами Русского музея и с программой нашего выставочного центра, которая осуществляется с детьми из коррекционной школы слабослышащих.

Программы Русского музея имеют семь разделов, внутри которых множество циклов для детей­инвалидов, страдающих хроническими соматическими и органическими заболеваниями; для детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; для детей с повышенным уровнем тревожности и агрессивности; для детей с нарушениями опорно­двигательного аппарата. Программа включает методические комментарии к музейным студийным занятиям, методики проведения цикла арт­терапевтических занятий, социально­культурные и арт­терапевтические проекты. В процессе музейных занятий происходит коррекция эмоционального состояния, расширение эмоционального опыта ребенка, когда он сам творит и знакомится с творчеством великих мастеров прошлого или современных ему художников. Для детей создается ситуация творческого успеха, приходит чувство внутренней свободы. Ребенок начинает фантазировать, более свободно делиться своими впечатлениями, высказываться о пережитом. Арт­терапевтические циклы ведутся с использованием театрализации, танцевально­двигательных упражнений.

На заседании «круглого стола» один из вопросов был посвящен презентации детского творчества, показу возможностей и различных способов трансляции детских произведений на подлинном материале и на электронных носителях, с которыми познакомила руководитель одной из ведущих изостудий города, куратор выставки «Невская радуга в Твери» Ирина Арзамасцева.

Инесса ПЕТРОВА, заместитель директора Тверского городского музейно­выставочного центра

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *