Найден рисованный план Старицы петровской эпохи

В 2008 году в Государственном архиве Тверской области (ГАТО) в фонде Тверской духовной консистории нами был обнаружен неизвестный ранее рисованный план города Старицы. Полагаем, что находка представит интерес для изучающих историю родного края читателей.

…В первой четверти XVIII века Петр I особое вни­мание уделял точным наукам. Царь­реформатор активно способствовал появлению техниче­ских учебных пособий. Этапным стало открытие в 1714 году в различ­ных городах страны 23 «цифирных» школ, где пре­подавались начала геометрии, которые выпускни­кам предстояло использовать в землемерном де­ле. В следующем году в Петербурге была основана Морская академия. Здесь среди главных предме­тов значились арифметика, геометрия и география. Тогда же, в 1715 году, началась первая государствен­ная геодезическая съемка. Однако изжить иконописные принципы в картогра­фии первой четверти XVIII века не удалось. Безмас­штабные рукописные «чертежи», по всей видимо­сти, по­прежнему оставались наиболее распростра­ненным изобразительным материалом петровского времени.

План города Старицы был создан, скорее всего, как раз в это время. Долгое время он хранился в фонде Тверской духовной консистории, куда поступил из Старицкого Успенского монастыря. Содержащи­еся в деле письменные источники (1759) свидетельствуют, что посланный в консисторию план является лишь копией. Следовательно, оригинал монастырское руководство предпочло оставить себе. Чертеж действительно выполнен на бумаге, филиграни которой датируются по типологически близ­ким аналогам между 1750 и 1766 годами. И поскольку водяные знаки старицкого плана наиболее близки филиграням 1754 года, у нас есть все основания отно­сить обнаруженную копию к тому же времени, что и находящиеся в деле ГАТО другие документы, – к 1759 году.

Тем не менее отметим, что сохранившаяся ко­пия рисованного плана не может рассматривать­ся в контексте картографического материала се­редины – второй половины XVIII столетия. Наиболее ярко об этом свидетельствует «иконописный» облик рассматриваемого старицкого «чертежа». Очевидно, что этот план снят «на глаз» с очень большими погрешностями в передаче от­дельных частей города, он лишен масштаба, здесь налицо стремление показать город «с птичьего по­лета».

Ран­няя датировка рисованного плана Старицы нахо­дит подтверждение и при обращении к отдельным комплексам и постройкам, изображенным на «чертеже». Особенно, если соотносить этот план с дан­ными писцовой книги 1686 года и городским планом 1746 года. Весьма показательна в этом отношении си­туация, сложившаяся на южном городище, которое на плане из ГАТО названо «Пустым». Заметим, что если городская опись 1680­х годов фиксирует здесь лишь «пустопорожние» церковные и посадские места, то на чертеже 1746 года южное городище показано с двумя кварталами жилой (?) застройки.

То же предположение находит подтверждение при оценке состояния крепостных сооружений Ста­рицы. Писцовая книга, к примеру, фиксирует 13 ба­шен в структуре оборонительных сооружений крем­ля, отмечая, что кровли на значительной части из них, а также на стенах «погнили». На чертеже же первой четверти XVIII века отсутствуют стены ( «го­родовые стены нет») и изображены только 12, ве­роятно, лишенных кровель башен. А на месте «четвероугольной» Волж­ской проездной башни на плане петровского вре­мени помещена следующая надпись: «была башня и ворота Волские, а ныне нет». И посколь­ку в полуразрушенном состоянии эта башня была зафиксирована источником 1692 года, можно пола­гать, что окончательно она была утрачена на рубеже XVII–XVIII веков. В таком виде этот участок Старицкого кремля и был обозначен на плане. Следова­тельно, у нас нет веских оснований «размещать» датировку чертежа за пределами первой четверти XVIII века.

Рисованный план Старицы, пожалуй, единственный изобрази­тельный источник, фиксирующий пять шатров на главном храме города – Борисоглебском соборе. Автор чертежа основной объем храма и его шатро­вое завершение окрашивает в разные цвета. В первом случае это розовый цвет, во втором – желтый. Не исключено, что таким образом он хо­тел показать, что у каменного храма шатры имели деревянное покрытие.

Рядом с Борисоглебским собором писцовая книга 1686 года знает «завалившуюся» в 1677 году каменную Никольскую церковь. Любопытно, что, показывая на рисованном плане к северо­западу от соборного храма остатки Никольской церкви, автор чертежа не дает ее наименования ( «церковь была каменная»). Этот факт можно объ­яснить неместным происхождением «изографа» или же тем, что в первой четверти XVIII века название хра­ма было уже неведомо составителю плана.

При сравнении рисованного плана с городским чертежом 1746 года обращает на себя внимание на­личие стрелецких слобод на первом и их отсутствие на втором. Более того, в экспликации к плану 1746 года фиксируются «слободы крестьян, что прежде были стрельцы». Таким образом, при­нимая во внимание тот факт, что стрелецкое войско практически перестало существовать в петровское время, мы имеем еще один аргумент для датировки рисованного плана из ГАТО первой четвертью XVIII века.

Этот документ вносит некоторые коррективы в наше пред­ставление об архитектуре Старицы. Так, например, чертеж первой четверти XVIII века дает основание говорить о том, что до 1750 года западное прясло ограды Успенского монастыря не образовывало глубокого «кармана» перед надвратной церковью Иоанна Бо­гослова. В начале XVIII столетия участки монастыр­ского ограждения примыкали не под углом, а пер­пендикулярно к северной и южной стенам этого храма. Опять же, ориентируясь на обнару­женный в ГАТО план, мы можем с большой долей вероятности предполагать, что до 1750 года обитель уступала по площади нынешней территории Успен­ского монастыря. Об этом свидетельствует доста­точно близкое расположение к надвратному хра­му северного прясла ограды на плане первой чет­верти XVIII века. Что никак не согласуется с совре­менным состоянием монастыря планами конца XVIII – начала XIX веков), где надвратный храм распо­лагается практически по центру западного прясла ограды Старицы.

Каменные постройки автор «чертежа» выделил, скорее все­го, розовым цветом. Так он окрасил Борисоглеб­ский собор, Успенский и Введенский храмы Успенского монастыря, собор Вознесен­ского монастыря, Пятницкую и Симеоновскую церкви. С первыми четырьмя по­стройками вроде бы все ясно: в начале XVIII века это были каменные сооружения. Пятницкий же каменный храм, по свидетельству источников, появился в 1730­е – начале 1740­х годов, а Симеоновская цер­ковь была выстроена к 1758 году. Это несоответствие с предложенной датировкой плана первой четвер­тью XVIII века может быть, на наш взгляд, объяснено некоторым своеволием копииста, который, выполняя в 1759 году копию рисованного плана, показал каменными все постройки Старицы, которые к тому времени уже были возведены в камне.

Алексей САЛИМОВ,

кандидат искусствоведения, профессор

Марина САЛИМОВА,

ведущий научный сотрудник «Тверьпроектреставрации»

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *