Социологи отмечают: количество детей с дефектами речи
при подходе к школьному возрасту увеличивается. Практически каждый второй ребенок нуждается в помощи логопеда. Далеко не все могут получить ее своевременно и бесплатно. На этом фоне особенно возрастает роль дошкольных учреждений, которые идут в ногу со временем. В редакцию пришло письмо от родителей детей, посещающих муниципальное дошкольное образовательное учреждение (МДОУ) № 138, с благодарностью в адрес воспитателей и руководства за организацию логопедической подготовки.
Мы беседуем с заведующей детским садом Еленой Ратниковой.
– Елена Валентиновна, как давно детский сад специализируется на коррекционной работе с детьми?
– Первая коррекционная группа была создана восемь лет назад. В этом году открыта еще одна логопедическая группа. Такие группы посещают дети с тяжелыми нарушениями речи. После обучения воспитанники показывают достаточно хорошие результаты и поступают не только в общеобразовательные школы, но и в гимназии.
– Как дети попадают в коррекционные группы?
– По направлению психологомедикопедагогической комиссии. Это дети с различными тяжелыми нарушениями речи: фонетикофонематическим, общим недоразвитием речи, заиканием и другими нарушениями. По окончании детского сада ребята должны выйти на общий уровень подготовки детей к школе.
– С чем связывают рост дефектов речи у детей?
– Специалисты однозначно связывают это с проблемами общества: нездоровый образ жизни, низкая культура взаимоотношений полов, экология, осложненная беременность, неблагополучные роды, генетическая предрасположенность.
– Многие дошкольные учреждения имеют коррекционные группы?
– Из ближайших детских садов (район вагонзавода) только два имеют коррекционные группы, и есть специализированный детский сад № 153 в микрорайоне Юность, коллектив которого серьезно работает в этом направлении.
– Коррекционная группа – это прекрасная возможность для родителей без больших затрат подготовить к школе проблемного ребенка. Почему не все детские сады имеют коррекционные группы, если есть такая необходимость?
– Вопервых, это большая ответственность. Вовторых, работа с такими детьми требует специальных знаний, навыков и большого терпения. У нас в коррекционных группах работают высококвалифицированные специалисты, такие как учительлогопед Ирина Анатольевна Алимпиева, воспитатели Татьяна Ивановна Созонтова, Маргарита Анатольевна Сивачук, Елена Яковлевна Анохина, Татьяна Викторовна Полякова, музыкальный руководитель Лариса Васильевна Сурсимова.
В нашем дошкольном учреждении, кроме коррекционных групп, работает и логопункт, где детям с небольшими нарушениями речи оказывает помощь учительлогопед Светлана Павловна Тарарацкая. Она отлично знает свое дело, умеет грамотно выстроить работу как с детьми, так и с родителями.
Коррекционной работе помогает дополнительное образование детей с помощью кружков, студий, а также тесное взаимодействие с библиотеками (центр детского и семейного чтения имени А.С. Пушкина, детская библиотека № 31 вагоностроительного завода), музеем тверского быта, объединенным музеем, Тверским театром кукол.
Наши дети ежегодно принимают участие в районных и городских спортивных соревнованиях «Веселые старты», где несколько лет подряд завоевывают лидерские позиции.
– Насколько дошкольные учреждения имеют возможность варьировать свою жизнь? Или все строго подчинено централизованному управлению?
– Мы имеем право выбирать основную программу, определять приоритет дошкольного учреждения. Наш сад около десяти лет работает по программе «Детство». В коррекционных группах подготовка ведется по следующим программам: «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой; «Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной; «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи» Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой.
– Повашему, подготовка детей к школе по разным программам оправдана или лучше стремиться к какомуто стандарту?
– Сегодня подготовлен проект новой программы, которая будет взята за основу воспитания и обучения детей в дошкольном учреждении. К ней должны будут подтянуться и авторские программы, если не захотят, чтобы их разработки сошли со сцены. В новой программе, например, вводится подготовка по трудовому воспитанию, которая давно забыта и в авторских программах практически не прописана. В то же время, с моей точки зрения, авторские программы – это возможность мобильного развития педагогического творчества. Они обязательно должны присутствовать, другое дело, что для лучшей адаптации детей к школе их не должно быть слишком много.
Людмила МАРТЬЯНОВА
Добавить комментарий