Еще летом, в июле, в газете Калининской АЭС «Мирный атом», известной как газета «хороших новостей», вдруг зазвучали тревожные нотки. Сообщалось о «вдруг» возникших проблемах в «системе оборотного водоснабжения АЭС с использованием озер Удомля и Песьво».
О том, что в связи с переходом на 18месячный топливный цикл станции и предстоящим вводом в эксплуатацию 4го блока Калининской АЭС нагрузка на озера будет возрастать и что, возможно, потребуется строительство дополнительных градирен. Говорилось и о дополнительных подземных источниках охлаждающей технической воды, об изменении статуса озер Удомля и Песьво с переводом их в «озераохладители». Вот так! Это при трехто работающих блоках и ожидаемом вводе четвертого!
А вспомним, ведь совсем недавно, чуть более года назад, на полном серьезе представители атомного концерна и проектного института говорили о сооружении на площадке Калининской АЭС еще четырех блоков Тверской АЭС и восьми градирен и что это «принесет дополнительные блага жителям города и района». И молчаливое большинство в удомельской власти соглашалось с этим, даже бодро отрапортовало в областных инстанциях: Удомля готова к строительству АЭС2! И лишь немногочисленные «пессимисты» возражали. Меня поражает эта свобода полета мыслей людей, готовых принимать технические решения, серьезно не просчитав последствия их реализации.
Теперь, оказывается, и с четырьмя энергоблоками забот будет невпроворот. Что называется, приехали! И в связи с этим «победные» реляции о сверхбыстром сооружении четвертого блока не внушают оптимизма. Чем быстрее будет введен он в эксплуатацию, тем быстрее коснутся всех нас, живущих вблизи атомной станции, негативные последствия этого акта. Заложниками экологических проблем становятся не те, кто принимает окончательное решение, находясь в Москве, а те, кто проживает в Удомле и окрестностях…
Как старожил на площадке Калининской АЭС я помню еще решение Государственного экспертного совета по экологии и природным ресурсам Минприроды России от 29 января 1993 года. В нем было, в частности, отмечено: «В связи с острым дефицитом водных ресурсов для систем охлаждения четырех энергоблоков по условиям теплового режима озерохладителей строительство энергоблока № 4 КАЭС с увеличением ее до 4000 МВт признать нецелесообразным». И еще одна цитата из того же решения: «Считать недопустимой эксплуатацию энергоблока № 3 Калининской АЭС до практического решения проблемы использования дополнительных источников водоснабжения и оценки последствий ввода в эксплуатацию на основе обеспечения комплексного экологического мониторинга в районе строительства энергоблока № 3…».
Обращаю внимание: тогда в работе были только два блока, и даже при этом экспертный совет выносит решение, сообразное с квалификацией специалистов и здравым смыслом. Это сейчас не наблюдается ни того, ни другого.
Как депутат Удомельского районного Совета того периода, я присутствовал на сессии областного Совета в Твери. Шли острые многочасовые дебаты, и в результате депутатами было принято решение: 3й блок может работать только как замещающий, на период вывода в ремонт 1го или 2го блоков.
А вот другой документ, названный «Заключение по разделу проекта „Оценка воздействия КАЭС на окружающую среду“, направленный 18 февраля 1992 года Тверским областным центром системы Государственного санитарноэпидемиологического надзора в адрес руководителя АЭС, в проектный институт, в Удомельский санэпиднадзор. Из документа на 18 страницах выделю лишь имеющее самое непосредственное отношение к затронутой проблеме: отмечался рост температуры воды на выпуске в озеро Песьво до 40 градусов Цельсия против расчетной величины 34,6 градуса; предлагалось запретить наращивание мощности свыше двух блоков, прекратить работы по строительству градирен.
В этом же документе уже тогда был отмечен рост смертности населения в 1990 и 1991 годах на 36 процентов. В последующих документах, в том числе по оценке воздействия АЭС2 на окружающую среду, приводились данные по смертности и заболеваемости не в пользу Удомельского района. А вот последние данные – за третий квартал 2010 года. В Удомельском районе по сравнению с тем же периодом 2009 года рождаемость снизилась на 5 процентов, а смертность возросла на 19 процентов. Разве это не заставляет бить во все колокола! Но большинство избранников народа почемуто от этого всячески уклоняются. О местной исполнительной власти я уж не говорю. Создается впечатление, что она на услужении атомного ведомства. Экологические проблемы отодвинуты даже не на второй, а на десятый план. А для нас, жителей, это первоочередная забота и неизбывная тревога. И поэтому мой депутатский долг и человеческая совесть не позволяют молчать.
Леонид ПОДУШКОВ, депутат Совета депутатов города Удомли, заслуженный энергетик РФ
Добавить комментарий