Валентина ДРОНОВА: выборы станут демократичнее

Существенные изменения претерпевает Избирательный кодекс нашего региона. Это связано с предстоящими выборами в областной парламент в марте будущего года. Официально старт законотворческим инициативам был дан на прошлой неделе на очередном заседании ЗС. Прокомментировать новшества в избирательном законодательстве «ТВ» попросила заместителя председателя избирательной комиссии Тверской области Валентину Дронову.

– Валентина Евгеньевна, в первом чтении уже принят проект закона «О внесении изменений в Избирательный кодекс Тверской области». В чем суть этих изменений?

– В первую очередь изменения в Избирательный кодекс Тверской области связаны с приведением его в соответствие с федеральным законодательством. С декабря прошлого года по настоящее время на федеральном уровне внесено очень много изменений в законодательство, регулирующее проведение выборов и референдумов в Российской Федерации. В частности, учтены многие важные моменты из Послания Президента РФ Федеральному Собранию, ориентирующие на демократизацию политической и избирательной системы.

На что облизбирком в первую очередь обращал внимание, выступая с законодательной инициативой? У нас может появиться еще одна категория так называемых «льготников» при регистрации кандидатов и списков кандидатов, выдвинутых от политических партий на выборах в органы законодательной власти региона и на выборах в представительные органы муниципальных образований. Если при существующем порядке без сбора подписей регистрируются только те кандидаты и списки, которые выдвинуты четырьмя парламентскими партиями, допущенными к распределению депутатских мандатов в Госдуме, то теперь по результатам очередных единых дней голосования могут появиться и иные претенденты.

– Как все это будет выглядеть на практике?

– Если какая-либо из трех непарламентских партий, зарегистрированных в Российской Федерации, пройдет региональные выборы и в одной трети субъектов РФ будет допущена к распределению депутатских мандатов в законодательном органе, то эта партия автоматически станет пользоваться льготой наравне с парламентскими партиями. Центральная избирательная комиссия, в свою очередь, должна внимательно отслеживать все региональные выборы и выявлять такие партии для размещения в сети Интернет.

Несколько изменился также порядок предоставления безвозмездного эфирного времени и печатной площади. Федеральный законодатель предложил субъектам РФ ввести некоторое ограничение. Теперь если список, выдвинутый политической партией, или кандидат на прошедших выборах набрал менее двух процентов голосов, то на следующих выборах в этот же орган он уже не будет пользоваться льготой. Участие в жеребьевке не отменяется, но придется платить по расценкам СМИ. В Избирательный кодекс Тверской области предложено внести и другие изменения, многие из них носят характер технической правки.

– Насколько я понял, это лишь начало большой работы над Кодексом. К чему такая поэтапность, разве нельзя было сразу все предусмотреть?

– Видите ли, избирком выступил с законодательной инициативой 20 апреля. За этот небольшой промежуток времени появился ряд новых законов. Так что продолжится работа по дальнейшему приведению нашего Избирательного кодекса в соответствие с нормами федерального законодательства. Во-первых, следует иметь в виду закон, который касается так называемого плавающего барьера. У нас в области к распределению депутатских мандатов допускается список политических партий, которые набрали более семи процентов голосов избирателей. Федеральный законодатель считает, что субъекты должны предусмотреть возможность получения депутатских мандатов партиям, выдвинувшим свои списки и набравшим более пяти процентов голосов. Им нужно будет отдать по одному мандату. Еще один закон увеличивает срок полномочий избирательных комиссий, работающих на постоянной основе, до пяти лет. Это ЦИК, избиркомы субъектов РФ и территориальные избирательные комиссии. Тут прослеживается взаимосвязь с общей тенденцией увеличения сроков полномочий Госдумы, Президента. Сейчас практически не осталось законодательных органов в регионах, срок полномочий которых был бы менее пяти лет. Закон должен исключить парадоксальную ситуацию, когда комиссия в свой созыв на уровне субъекта может не провести ни одних выборов.

На мой взгляд, серьезное внимание также стоит обратить на закон, отменяющий досрочное голосование. Если говорить на уровне ЗС, то досрочного голосования у нас и не было. А вот на выборах в органы местного самоуправления Тверской области оно применялось. Если по какой-либо причине в день голосования избиратель отсутствовал, то ему предоставлялась возможность за 15–4 дня проголосовать в территориальной, а за три дня – в участковой избирательной комиссии. Федеральный законодатель эту норму подкорректировал, сделав ее аналогичной федеральным выборам. Теперь досрочно можно проголосовать только в труднодоступных, отдаленных местностях. Это относится к районам Дальнего Востока, Крайнего Севера и Сибири.

Думаю, что скоро появится еще ряд федеральных законов, в связи с которыми придется возвращаться к изменениям Избирательного кодекса Тверской области.

– Областные парламентарии приняли поправки к Уставу Тверской области, увеличив количественный состав депутатского корпуса с 33 до 40. Это тоже повлечет за собой изменения в Избирательный кодекс?

– Конечно, ведь теперь следует определиться, сколько депутатов будет избираться по мажоритарной, а сколько по пропорциональной системе по областному списку. При этом необходимо учесть, что в соответствии с федеральным законом в законодательный орган субъекта РФ должно не менее половины депутатов избираться по пропорциональной системе. Можно предположить один из вариантов. 40 делится поровну, то есть 20 пойдет по пропорциональной системе, а 20 – по мажоритарным округам. Что произойдет при подобном раскладе? Именно облизбирком является тем органом, который представляет на рассмотрение ЗС схему избирательных округов по выборам депутатов областного парламента. На прошлых выборах у нас было 16 избирательных округов, значит, четыре должно прибавиться. Разработать и внести схему на обсуждение депутатов мы должны не позднее 22 сентября.

Возможны и иные изменения в Избирательном кодексе, учитывая ту практику, которая есть в других субъектах РФ. Прошедшие избирательные кампании показали, что «плоские» списки, имевшие место до последнего времени (без разбивки на территориальные группы), уже практически нигде не применяются. В основном законодатели субъектов РФ делят областные списки, которые выдвигаются по единому округу по пропорциональной составляющей, на определенное количество территориальных групп. Если подобное произойдет и у нас, то опять же потребуется большая кропотливая работа. Необходимо будет определить количество этих территориальных групп, число депутатов в территориальных группах и общее количество депутатов в списке. При подведении же итогов потребуется распределить депутатские мандаты между политическими партиями, а также внутри партий между территориальными группами. Впрочем, о подобном новшестве можно будет говорить лишь в том случае, если Губернатор или сами законодатели проявят свою инициативу, политическую волю.

Александр ХОХЛОВ

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *