Владимир ЛЕВИЦКИЙ: Русские в Китае

Фестиваль в Харбине продлится до конца февраля. В темное время суток сказочные замки и дворцы из льда эффектно подсвечены. Дети обожают разнообразные ледяные горки и другие аттракционы фестиваля. Взрослым предлагают катание на собачьих упряжках, подледную рыбалку, ледяной бар и другие развлечения. Вход в ледяной город стоит от $4 для взрослых и от $2 для детей. 

 А знаете ли вы, что изготавливать ледяные скульптуры изо льда китайцев больше века назад научили русские? —  которые ещё до революции работали в Китае на КВЖД и на Рождество и в Крещенские морозы из речного льда выпиливали Православные кресты и прочие поделки изо льда? 

 Русских в Харбине было много — они ехали туда с 1898 года, с начала постройки Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). Собственно, ей Харбин и обязан своим возникновением. «Здесь 16 мая 1898 года был заложен инженером Шидловским барак. Эту дату и приходится принять за дату основания города Харбина», — сказано в книге, выпущенной в свое время КВЖД, которая некогда располагало собственным издательством.

 В ту пору Харбин носил еще другое название — станция Сунгари-первая. Она была узловой на КВЖД. Построили ее в Манчжурии, на месте пересечения магистрали с южной ветвью железной дороги, идущей на Порт-Артур, в восьми верстах от реки Сунгари — притока Амура. В июле 1903 года КВЖД была сдана в эксплуатацию, и вся ее полоса превратилась в своего рода государство в государстве — ее охраняли русские войсками, там действовали русская администрация и российские законы.

 В нынешнем 5-миллионном мегаполисе все еще сохраняются следы легендарного русского Харбина начала ХХ века. В центре города и сегодня можно видеть типичные русские особняки. Впрочем, есть и в стиле «арт нуво». Многие дома и улицы напоминают наши сибирские города. Особенно «русской» выглядит улица Zhongyang (сохряняю латинскую транскрипцию, чтобы не запутаться в прихотливой китайской топонимике); в начале прошлого века ее называли «Китайской». Начинается она у набережной Сунгари и тянется на полтора километра к центру города. Ее украшение — 13 дошедших до наших дней 13 старинных зданий русского Харбина. В 1997 году «Китайская» улица была взята под государственную охрану и превращена в пешеходную зону.

 Вот одна типично русская история, приключившаяся в Харбине. Как-то жарким летним днем 1907 года российский ротмистр Альтман решил утолить жажду пивом. Все было бы хорошо, не води он с собой ручного медведя, вполне мирного и привязанного к людям. На беду, что-то отвлекло внимание Альтмана, и зверь выпил его пиво. После чего взбодрился и решил отправиться гулять по городу. Люди в панике разбегались, а экипажи опрокидывались. Это напугало самого медведя — он встал на задние лапы и принялся реветь. В конце концов усилиями местных стражей порядка медведь был посажен на цепь и доставлен в участок. В ожидании хозяина зверь забился под лавку. В общем, обошлось без жертв, но движение в центре Харбина в результате этого инцидента было парализовано час.

 История эта изрядно позабавила жителей Манчжурии. Когда через несколько лет российские промышленники построили неподалеку от Харбина пивоваренный завод, китайские чиновники предложили назвать производимое им пиво «Сюн», что в переводе означает «медведь». Этот напиток пользовалось у китайцев большой популярностью. И сегодня в одном из парков Харбина можно увидеть вывеску на русском: «Кабак „Генерал Топтыгин“.

 После Октябрьской революции 1917 года началось нашествие в Харбин эмигрантов и беженцев из России. В начале 20-х годов город и станции по линии железной дороги запрудил людской поток. Это была часть первой эмигрантской волны, разбросавших русских людей по всему свету. В Харбине счет шел на десятки тысяч — — эмигрантов и служащих КВЖД. До японской оккупации им принадлежало 33 процента всех капиталов в городе. Заботясь о хлебе насущном, русские харбинцы не забывали и о хлебе духовном.

 После оккупации Манчжурии, в том числе полосы отчуждения КВЖД, японскими войсками и создания ими марионеточного государства Маньчжоу-Го, работа КВЖД была сначала затруднена, а затем стала и вовсе невозможной. Поэтому в 1935 году СССР продал свои права на дорогу властям Маньчжоу-Го. Многие русские железнодорожники были при этом уволены, а часть тех, у кого было советское подданство, вернулись на родину. Почти все, кто перед войной был отозван с КВЖД, пополнили „население“ ГУЛАГа. 

 Но это уже другая история…

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *