Падение Берлинской стены произошло 25 лет назад. Спустя два дня после празднования годовщины Октября Германия ликовала об объединении. Берлинская стена стала «героиней» многих фильмов, из которых едва ли не лучший – «Гуд бай, Ленин!» Вольфганга Беккера.
Этот фильм о любви. О любви к матери и Родине, которые в сердце героя неразлучны. Беккер отстранился от политики виртуозно, он создал сюжет, в котором реальность – это миф, а миф – реальность.
Видный партийный деятель ГДР Кристиана Кёрнер, мать двоих детей, муж которой, по семейной легенде, сбежал в ФРГ за какойто «юбкой», накануне падения Берлинской стены оказывается в больнице. У нее инфаркт. Кристиана восемь месяцев находится в тяжелейшем коматозном состоянии, а когда приходит в себя, ее идеалы порушены, страны, которой она была верна, больше нет. Доктора предупреждают сына Алекса, что матери нельзя волноваться, и он решает уберечь ее от шокирующей новости, создав вокруг лежащей в комнате больной прежний мир.
Игра, которую Алекс начал, настолько реальна для Кристианы, что она не догадывается вообще ни о чем. Именно на этом построен сюжет фильма. Вокруг этого контраста внешнего мира и мира комнаты Кристианы разворачиваются драмы ее близких, ее детей, ее страны.
Фильм, снятый добротно, не гениально, но очень хорошо и без насмешки, добирает планку именно эмоцией. Щемящее чувство ускользающей Родины, в которой было все понятно, был порядок, но которая кажется такой душной и невыносимой на фоне новой картины бардака, вседозволенности и ощущения перемен и свободы. Беккер рисует драму людей, которые жили идеалами, и эти идеалы растоптаны. Невольно или намеренно у него все же получается показать, что в пусть далекий от идеала, но стерильный социалистический мир врывается «микроб капитализма», который за считанные дни уничтожает этот мир, разрывает его на части и стирает с лица земли.
Фильм необыкновенно актуален сегодня, когда не могут найти общий язык либералы, ненавидящие все советское, и умеренные консерваторы, ностальгирующие по «раньше». Когда с памятниками вождям на Украине расправляются, не прощаясь, без «гуд бай», а молча и со слепой злобой. А фильм – о любви, о том, как мать примиряет в сыне этот конфликт, не дает ему развиться; о том, как сын любит свою пропавшую страну, потому что она ассоциируется у него с матерью. Здесь нет игры в контексты, здесь никто не пытается ничего никому доказать. Это удивительно нейтральный фильм об одном из самых противоречивых событий конца XX века. И Обама, который в своих обращениях поздравляет «цивилизованный» мир с падением Берлинской стены, так же смешон и неуместен, как плакат КокаКолы на серой коробке советской многоэтажки.
Добавить комментарий