«Гуд бай, Ленин!»

Падение Берлинской стены произошло 25 лет назад. Спустя два дня после празднования годовщины Октября Германия ликовала об объединении. Берлинская стена стала «героиней» многих фильмов, из которых едва ли не лучший – «Гуд бай, Ленин!» Вольфганга Беккера.

Этот фильм о любви. О любви к матери и Родине, которые в сердце героя неразлучны. Беккер отстранился от политики виртуозно, он создал сюжет, в котором реальность – это миф, а миф – реальность.

Видный партийный деятель ГДР  Кристиана Кёрнер, мать двоих детей, муж которой, по семейной легенде, сбежал в ФРГ за какой­то «юбкой», накануне падения Берлинской стены оказывается в больнице. У нее инфаркт. Кристиана восемь месяцев находится в тяжелейшем коматозном состоянии, а когда приходит в себя, ее идеалы порушены, страны, которой она была верна, больше нет. Доктора предупреждают сына Алекса, что матери нельзя волноваться, и он решает уберечь ее от шокирующей новости, создав вокруг лежащей в комнате больной прежний мир.

Игра, которую Алекс начал, настолько реальна для Кристианы, что она не догадывается вообще ни о чем. Именно на этом построен сюжет фильма. Вокруг этого контраста внешнего мира и мира комнаты Кристианы разворачиваются драмы ее близких, ее детей, ее страны.

Фильм, снятый добротно, не гениально, но очень хорошо и без насмешки, добирает планку именно эмоцией. Щемящее чувство ускользающей Родины, в которой было все понятно, был порядок, но которая кажется такой душной и невыносимой на фоне новой картины бардака, вседозволенности и ощущения перемен и свободы. Беккер рисует драму людей, которые жили идеалами, и эти идеалы растоптаны. Невольно или намеренно у него все же получается показать, что в пусть далекий от идеала, но стерильный социалистический мир врывается «микроб капитализма», который за считанные дни уничтожает этот мир, разрывает его на части и стирает с лица земли.

 

Фильм необыкновенно актуален сегодня, когда не могут найти общий язык либералы, ненавидящие все советское, и умеренные консерваторы, ностальгирующие по «раньше». Когда с памятниками вождям на Украине расправляются, не прощаясь, без «гуд бай», а молча и со слепой злобой. А фильм – о любви, о том, как мать примиряет в сыне этот конфликт, не дает ему развиться; о том, как сын любит свою пропавшую страну, потому что она ассоциируется у него с матерью. Здесь нет игры в контексты, здесь никто не пытается ничего никому доказать. Это удивительно нейтральный фильм об одном из самых противоречивых событий конца XX века. И Обама, который в своих обращениях поздравляет «цивилизованный» мир с падением Берлинской стены, так же смешон и неуместен, как плакат Кока­Колы на серой коробке советской многоэтажки.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *