История о том, как почтальону не дали «Оскара», и не только

Первый канал сделал подарок всем киноманам страны, показав «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» и даже предваряющее интервью с Андреем Кончаловским на фоне прекрасных парков Италии.

В том, что Кончаловский рисуется согласно «заданному» в стране настроению, отказавшись номинироваться на «Оскар», но получив «Серебряного льва» в Венеции, сомневаться не приходится. Но он слишком обаятелен и умен, чтобы ему это не простить и не позволить себе посмотреть фильм непредвзято, отстранившись от «Оскара», «львов» Венеции и, что самое тяжелое, от былого «Глянца», который многие Кончаловскому так и не простили.

«Белые ночи» заявлены как экзистенциальная драма. История почтальона Лёхи, архангельского мужика, который почти не возит писем – только налоговые извещения да пенсии с газетами. Кончаловский признался, что этим фильмом он наблюдал за жизнью и людьми, которым все равно, где и кому дают «Оскара», которые смотрят телевизор по привычке круглосуточно, не соотнося увиденное на экране с собой.

Да, такая жизнь есть, и в России этой жизни очень много. Что мы увидели в Тряпицыне нового? Ничего. Его задумчивость высказана долгими планами, как делали до него уже много раз, бытописание глубинки вообще – тема для российского кино избитая, ее проще всего снять, потому что акцент на готовой фактуре можно поставить любой и «ехать» на нем.

Кончаловский от этого отказался. С одной стороны, он пошел путем более простым, с другой – этот путь для него стал главной защитой. Получился удивительный «нон­фикшн», такая интересная смесь документалистики и игрового кино, от которой мы уже отвыкли, но которую так любим еще со времен «Аси Клячиной» того же Кончаловского. Тряпицын и Клячина как будто идут рука об руку.

«Оскара» этой картине не дали бы все равно – заокеанские кинокритики не поняли бы мук души почтальона Лёхи Тряпицына, его любовь, необъяснимую доброту, открытость этому миру, потому что… мы сами (и даже сам Лёха) этого не понимаем.

Кончаловский не создал шедевр, но он вернулся на Родину. Реальную. Поэтому и музыка Артемьева здесь больше от Тарковского, щемящая, заставляющая без причин просыпаться по ночам.

Тряпицын и Клячина – оба хотели, да не вышло. Она – семейного счастья, он – махнуть рукой и уехать. Оба по причине того, что любовь – неосознанная эмоция – была важнее. Как и нелюбовь. Такая повседневная проза противоречий жизни, которой просто не нужен блестящий и бесполезно тяжелый «Оскар».

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *