Параллельная Тверь

Не слишком верится, но это так: доля взрослых жителей Тверской области, пользующихся Интернетом, по статистике, приближается к 50 процентам.

Естественно, в крупных городах она больше, а на периферии меньше. Хотя, разумеется, в это число входят и те, кто пользуется лишь электронной почтой, и те, кто заходит в Сеть лишь затем, чтобы играть в онлайн­игры. Так что доля так называемых активных пользователей существенно меньше.

Из столиц –                

в глубинку

Анекдот: «Интернет – великое изобретение. Благодаря ему мы можем ругаться даже с людьми с других континентов!»

Интернет в относительно доступном (в первую очередь по ценам) виде пришел в российские регионы не более десяти лет назад. До того момента правила балом Рунета Москва, при некоторой поддержке городов­миллионников. Сейчас доступ в Сеть, да и сами компьютеры изрядно подешевели – и уровень интернет­присутствия «регионалов» ощутимо подтянулся к уровню столиц. Более того, в последние годы фиксируется снижение динамики роста интернет­пользователей по России, а большую часть прироста составляют именно малые города.

Однако малые города, райцентры, поселки и деревни движутся в сторону Всемирной сети довольно медленно и даже как­то специфично. Причин тому несколько, и все они понятны. Не самый лучший доступ: провайдерам, в том числе мобильным, не слишком выгодно распространять свои услуги на малонаселенные территории. Поэтому встречаются зоны, в которых попасть в Интернет можно лишь по мобильному, не самому качественному доступу. Но бывает и по­другому: когда нет даже мобильной связи и единственным окном в мир остается лишь телефонный кабель, проложенный еще в советские времена. По нему тоже можно выйти во Всемирную сеть, по технологии ADSL, но – дороговата она для деревенских жителей. Дороговаты для них и гаджеты, даже подешевевшие: приличный смартфон или планшет стоит сейчас от четырех тысяч рублей, ноутбук или стационарный компьютер – от десяти тысяч, что иногда больше тамошней месячной зарплаты. Поэтому основная масса «интернетчиков» глубинки пользуется именно мобильными устройствами и доступом, что снижает возможность полновесного использования потенциала Интернета и ограничивает ее мессенджерами да социальными сетями, не требующими качественной связи.

Особенности сельского Интернета

Анекдот: «Василий смотрел сериал по медленному Интернету, поэтому доктор Хаус не только хромал, но и заикался».

Отсюда и специфика, которую очень легко отследить именно на примере социальных сетей, повторюсь – наиболее доступных, даже в глубинке. По состоянию на лето прошлого года в соцсети «ВКонтакте» присутствовало  около 55 миллионов россиян, в «Одноклассниках» – около 45 миллионов, в Facebook около 30 миллионов, на блог­сервисе Livejournal («Живой журнал») – около 22 миллионов, в Twitter – порядка 12 миллионов. И это при том, что москвичи составляют в общей массе интернет­пользователей около 8 миллионов человек, жители городов с населением от полумиллиона и выше – около 16 миллионов человек, жители городов наподобие нашей Твери (100–500 тысяч человек) – около 14 миллионов, а всех более мелких населенных пунктов в сумме – около 30 миллионов человек. Они­то и создают превосходство в социальных сетях «легкого» типа, созданных изначально в большей степени для общения, а не для каких­то более серьезных функций.

Подтверждает это и статистика по нашей Тверской области. Лидером по популярности у тверитян являются «Одноклассники» – на этом сервисе зарегистрировано около 450 тысяч человек, указавших в своих данных местом жительства Тверь или Тверскую область. Несколько меньше – «ВКонтакте» – около 300 тысяч. На третьем месте Twitter (самая легкая для использования с мобильных устройств сеть) – около 220 тысяч. Далее – ощутимо растущий по популярности в России Facebook – примерно 180 тысяч, а на последнем месте из рассматриваемых – самая «серьезная» платформа, блогсервис «Живой журнал» – всего лишь около 5 тысяч пользователей.

Впрочем, пусть и эти показатели не введут вас в заблуждение. Ибо в них входят и заведенные когда­то, но забытые, «мертвые» учетные записи, и так называемые «виртуалы» (то есть по несколько учетных записей одного и того же пользователя), и аккаунты всевозможных предприятий и организаций, тематические группы и сообщества. Специалисты считают, что реальное число «живых» пользователей не превышает и половины этих значений. А из оставшихся, по результатам проводившихся опросов и статистических исследований, около половины присутствуют в соцсетях в первую очередь лишь для развлечений и общения (которое, правда, используется и для обмена информацией).

 

Читатель или писатель?

Анекдот: «Вот чем хорош Интернет – он дает возможность высказаться каждому. А вот чем Интернет плох – он дает возможность высказаться каждому».

Однако даже при таком сокращении аудитория «живого» присутствия в Интернете остается весьма высокой. И эта аудитория приходит во Всемирную сеть для того, чтобы получать ту или иную информацию. Да и распространять ее, поскольку Интернет предоставляет все возможности для создания даже собственного СМИ в любом формате: текстовом, аудио (интернет­радио) или даже видео. В этом смысле и недавно вышедший закон о приравнивании персональных блогов и сайтов с большой посещаемостью к СМИ не выглядит нелогичным: еще несколько лет назад обязательной регистрации подлежали газеты с тиражом от 1000 экземпляров, а многие частные сайты, блоги, страницы в соцсетях сейчас имеют аудиторию многократно большую. И число таких сайтов растет. Плюс – использование сети Интернет как «транспорта» для традиционных СМИ: газеты, радиостанции, телеканалы, как правило, уже имеют свои виртуальные представительства, позволяют читать, смотреть и слушать свой «продукт» не отходя от монитора. Именно из­за этого избытка доля россиян, пользующихся четырьмя­пятью видами медиа для получения информации, сократилась на пять процентов за год. Одновременно наблюдается активный рост доли тех, кто ограничивается одним или двумя медиаканалами: по данным первого полугодия 2014 года, доля таких людей составила 38,3%, это на 5,4% больше, чем годом ранее. Но это – исследования в масштабах всей страны, включая и столицы, и касающиеся в первую очередь СМИ федеральных. Что же до регионов, то там такая динамика менее заметна и касается в основном падения интереса к эфирным СМИ – региональному радио и, в первую очередь, телевидению. При том, что использование Интернета как медиаканала получения информации в них растет еще активнее, чем в столицах.

 

Интернет – двигатель рекламы

Анекдот: «Иногда кажется, что в 90­х годах Интернет стоил очень дорого потому, что в нем не было столько рекламы, троллей и просто придурков».

Было бы странным, если бы столь солидная аудитория осталась без внимания тех структур, в обязанности которых входит и распространение рекламы – коммерческой или политической. Именно поэтому в бюджете серьезно относящихся к этой стороне своей деятельности компаний все больший вес приобретают строчки «реклама в Интернете», а особенно «реклама в соцсетях». При том, что сама стоимость размещения такой рекламы куда ниже, чем в традиционных СМИ. Косвенно подтверждает такую переориентацию и сам рост присутствия организаций разного рода в Сети: по статистическим данным на осень прошлого года, свои сайты имели 57% из них, причем прирост за год составил 33%. В нынешнем году такая динамика сохраняется.

По Тверской области этот показатель несколько меньше – порядка 43%, но рост примерно такой же. Особенностью присутствия тверских (да в общем­то и в целом региональных) компаний в Интернете можно назвать даже излишнюю, по мнению некоторых, ориентированность на соцсети – когда некая фирма может вообще не иметь своего сайта, а лишь страницу, например, «ВКонтакте». Что ж, косвенно это показатель признания именно соцсетей как возможности наиболее массового распространения информации.

 

Резюмируя, можно сказать, что как минимум четверть жителей Верхневолжья активно и постоянно пользуется сетью Интернет для самых разнообразных нужд. Ведь она – своего рода параллельный мир, включающий в себя и плохое и хорошее, и нужное и бесполезное. Нужно только уметь им пользоваться, понимать, зачем в этот мир пришел, что хочешь в нем почерпнуть и что можешь ему дать…

Игорь БОГАТЫРЁВ

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *