Не слишком верится, но это так: доля взрослых жителей Тверской области, пользующихся Интернетом, по статистике, приближается к 50 процентам.
Естественно, в крупных городах она больше, а на периферии меньше. Хотя, разумеется, в это число входят и те, кто пользуется лишь электронной почтой, и те, кто заходит в Сеть лишь затем, чтобы играть в онлайнигры. Так что доля так называемых активных пользователей существенно меньше.
Из столиц –
в глубинку
Анекдот: «Интернет – великое изобретение. Благодаря ему мы можем ругаться даже с людьми с других континентов!»
Интернет в относительно доступном (в первую очередь по ценам) виде пришел в российские регионы не более десяти лет назад. До того момента правила балом Рунета Москва, при некоторой поддержке городовмиллионников. Сейчас доступ в Сеть, да и сами компьютеры изрядно подешевели – и уровень интернетприсутствия «регионалов» ощутимо подтянулся к уровню столиц. Более того, в последние годы фиксируется снижение динамики роста интернетпользователей по России, а большую часть прироста составляют именно малые города.
Однако малые города, райцентры, поселки и деревни движутся в сторону Всемирной сети довольно медленно и даже както специфично. Причин тому несколько, и все они понятны. Не самый лучший доступ: провайдерам, в том числе мобильным, не слишком выгодно распространять свои услуги на малонаселенные территории. Поэтому встречаются зоны, в которых попасть в Интернет можно лишь по мобильному, не самому качественному доступу. Но бывает и подругому: когда нет даже мобильной связи и единственным окном в мир остается лишь телефонный кабель, проложенный еще в советские времена. По нему тоже можно выйти во Всемирную сеть, по технологии ADSL, но – дороговата она для деревенских жителей. Дороговаты для них и гаджеты, даже подешевевшие: приличный смартфон или планшет стоит сейчас от четырех тысяч рублей, ноутбук или стационарный компьютер – от десяти тысяч, что иногда больше тамошней месячной зарплаты. Поэтому основная масса «интернетчиков» глубинки пользуется именно мобильными устройствами и доступом, что снижает возможность полновесного использования потенциала Интернета и ограничивает ее мессенджерами да социальными сетями, не требующими качественной связи.
Особенности сельского Интернета
Анекдот: «Василий смотрел сериал по медленному Интернету, поэтому доктор Хаус не только хромал, но и заикался».
Отсюда и специфика, которую очень легко отследить именно на примере социальных сетей, повторюсь – наиболее доступных, даже в глубинке. По состоянию на лето прошлого года в соцсети «ВКонтакте» присутствовало около 55 миллионов россиян, в «Одноклассниках» – около 45 миллионов, в Facebook около 30 миллионов, на блогсервисе Livejournal («Живой журнал») – около 22 миллионов, в Twitter – порядка 12 миллионов. И это при том, что москвичи составляют в общей массе интернетпользователей около 8 миллионов человек, жители городов с населением от полумиллиона и выше – около 16 миллионов человек, жители городов наподобие нашей Твери (100–500 тысяч человек) – около 14 миллионов, а всех более мелких населенных пунктов в сумме – около 30 миллионов человек. Онито и создают превосходство в социальных сетях «легкого» типа, созданных изначально в большей степени для общения, а не для какихто более серьезных функций.
Подтверждает это и статистика по нашей Тверской области. Лидером по популярности у тверитян являются «Одноклассники» – на этом сервисе зарегистрировано около 450 тысяч человек, указавших в своих данных местом жительства Тверь или Тверскую область. Несколько меньше – «ВКонтакте» – около 300 тысяч. На третьем месте Twitter (самая легкая для использования с мобильных устройств сеть) – около 220 тысяч. Далее – ощутимо растущий по популярности в России Facebook – примерно 180 тысяч, а на последнем месте из рассматриваемых – самая «серьезная» платформа, блогсервис «Живой журнал» – всего лишь около 5 тысяч пользователей.
Впрочем, пусть и эти показатели не введут вас в заблуждение. Ибо в них входят и заведенные когдато, но забытые, «мертвые» учетные записи, и так называемые «виртуалы» (то есть по несколько учетных записей одного и того же пользователя), и аккаунты всевозможных предприятий и организаций, тематические группы и сообщества. Специалисты считают, что реальное число «живых» пользователей не превышает и половины этих значений. А из оставшихся, по результатам проводившихся опросов и статистических исследований, около половины присутствуют в соцсетях в первую очередь лишь для развлечений и общения (которое, правда, используется и для обмена информацией).
Читатель или писатель?
Анекдот: «Вот чем хорош Интернет – он дает возможность высказаться каждому. А вот чем Интернет плох – он дает возможность высказаться каждому».
Однако даже при таком сокращении аудитория «живого» присутствия в Интернете остается весьма высокой. И эта аудитория приходит во Всемирную сеть для того, чтобы получать ту или иную информацию. Да и распространять ее, поскольку Интернет предоставляет все возможности для создания даже собственного СМИ в любом формате: текстовом, аудио (интернетрадио) или даже видео. В этом смысле и недавно вышедший закон о приравнивании персональных блогов и сайтов с большой посещаемостью к СМИ не выглядит нелогичным: еще несколько лет назад обязательной регистрации подлежали газеты с тиражом от 1000 экземпляров, а многие частные сайты, блоги, страницы в соцсетях сейчас имеют аудиторию многократно большую. И число таких сайтов растет. Плюс – использование сети Интернет как «транспорта» для традиционных СМИ: газеты, радиостанции, телеканалы, как правило, уже имеют свои виртуальные представительства, позволяют читать, смотреть и слушать свой «продукт» не отходя от монитора. Именно изза этого избытка доля россиян, пользующихся четырьмяпятью видами медиа для получения информации, сократилась на пять процентов за год. Одновременно наблюдается активный рост доли тех, кто ограничивается одним или двумя медиаканалами: по данным первого полугодия 2014 года, доля таких людей составила 38,3%, это на 5,4% больше, чем годом ранее. Но это – исследования в масштабах всей страны, включая и столицы, и касающиеся в первую очередь СМИ федеральных. Что же до регионов, то там такая динамика менее заметна и касается в основном падения интереса к эфирным СМИ – региональному радио и, в первую очередь, телевидению. При том, что использование Интернета как медиаканала получения информации в них растет еще активнее, чем в столицах.
Интернет – двигатель рекламы
Анекдот: «Иногда кажется, что в 90х годах Интернет стоил очень дорого потому, что в нем не было столько рекламы, троллей и просто придурков».
Было бы странным, если бы столь солидная аудитория осталась без внимания тех структур, в обязанности которых входит и распространение рекламы – коммерческой или политической. Именно поэтому в бюджете серьезно относящихся к этой стороне своей деятельности компаний все больший вес приобретают строчки «реклама в Интернете», а особенно «реклама в соцсетях». При том, что сама стоимость размещения такой рекламы куда ниже, чем в традиционных СМИ. Косвенно подтверждает такую переориентацию и сам рост присутствия организаций разного рода в Сети: по статистическим данным на осень прошлого года, свои сайты имели 57% из них, причем прирост за год составил 33%. В нынешнем году такая динамика сохраняется.
По Тверской области этот показатель несколько меньше – порядка 43%, но рост примерно такой же. Особенностью присутствия тверских (да в общемто и в целом региональных) компаний в Интернете можно назвать даже излишнюю, по мнению некоторых, ориентированность на соцсети – когда некая фирма может вообще не иметь своего сайта, а лишь страницу, например, «ВКонтакте». Что ж, косвенно это показатель признания именно соцсетей как возможности наиболее массового распространения информации.
Резюмируя, можно сказать, что как минимум четверть жителей Верхневолжья активно и постоянно пользуется сетью Интернет для самых разнообразных нужд. Ведь она – своего рода параллельный мир, включающий в себя и плохое и хорошее, и нужное и бесполезное. Нужно только уметь им пользоваться, понимать, зачем в этот мир пришел, что хочешь в нем почерпнуть и что можешь ему дать…
Игорь БОГАТЫРЁВ
Добавить комментарий