Знакомое семейство – муж, жена, двое детей (младшего школьного и дошкольного возраста), мать жены – каждые выходные садятся в машину и отправляются на другой конец Твери.
«Пошопинговать», объясняет жена. Нужную в хозяйстве вещицу хотел присмотреть, добавляет муж. А мы – поиграть, в один голос заявляют дети. И все желания они исполняют в торговом парке. Приходит очередной уикэнд – снова сборы в поездку на край города. Это уже стало семейной традицией.
От универсама к супермаркету
Торговля постепенно шла к удовлетворению запросов покупателей. Первым смелым шагом, если вспомнить, стало появление магазинов самообслуживания. Понятие «работник прилавка» теряло смысл, поскольку исчезли сами прилавки и был открыт прямой доступ покупателя к товару. Но прилавки исчезли не все – некоторые продовольственные товары (мясо, рыбу, овощи) надо было взвешивать, укладывать в тару покупателя, молоко разливать в принесенные с собой бидончики и т.д. Постепенно и с этим справились: в открытом доступе появились товары в мелкой расфасовке и готовой упаковке.
Но люди выдвигали торговле новые запросы. Покупателю, пришедшему в гастроном за хлебом и молоком, мыло приходилось искать в другом магазине. Торговля среагировала достаточно быстро: в универсамах стали открываться отделы сопутствующих товаров повседневного спроса.
Спрос между тем ширился. Приобрести все необходимое в одном месте – для покупателя это было очень важно. Открывался путь для появления в нашей Твери первых супермаркетов. В них превратились многие бывшие универсамы. Стали появляться фирменные местные супермаркеты: «Тверской купец», «Универсал», «Волжанка». Теперь на наш розничный рынок устремились и глобальные конкуренты.
Наплыв сетей
Конкуренцию супермаркетам составили торговые сети, принцип работы которых – наиболее широкий охват территорий, освоение новых рынков.
Постепенно российские и международные сети внедрились в наш регион. «Атак», «Магнит», «Тележка», «4 сезона», «Пятерочка», «Патэрсон», «Лента», «Метро»… У каждой из сетей – свои поставщики товаров, на наш рынок пришли ведущие отечественные и мировые бренды. У покупателей расширился выбор.
Конкуренция влияет и на ценовой фактор – можно отдать предпочтение магазинам определенной торговой сети, предлагающей качественные товары ответственных производителей по доступным ценам.
Хорошо забытое старое
Можно отметить характерную особенность магазинов популярных торговых сетей: они по преимуществу одноэтажные. В советское время универсальные магазины стремились ввысь – взять хотя бы для примера универмаг «Тверь», именуемый по сходству архитектурного облика с французским оригиналом «Бастилией». По наблюдениям экспертов, этажность отрицательно влияет на торговый оборот. Покупателям часто не хочется подниматься на этажи. По оценкам, их активность на втором этаже вдвое ниже, чем на первом. Поэтому мировая тенденция в торговле – покупки должны совершаться ближе к земле. В одном месте и желательно под одной крышей.
Но следуем ли мы в одноэтажной компактной торговой сети только зарубежным тенденциям? Вовсе нет. Отечественные традиции тоже не следует забывать. Торговые ряды сохранились во многих старинных российских городах, в Тверской области – тоже. В Вышнем Волочке, Торжке, Кашине, Бежецке, Красном Холме, Торопце они остаются яркими элементами исторического ансамбля городов. Торговые ряды представляют собой протяженную по длине череду торговых помещений, как правило, с открытой галереей. Располагались торговые ряды обычно на центральных площадях городов. Сюда стекались люди, чтобы, заходя поочередно во все лавки торгового ряда, обзавестись облюбованным товаром. Не это ли происходит и в современных торговых сетях? Хотя приземистые здания и не похожи на старинные, но принцип обслуживания покупателей в них похож очень на торговые ряды: зашел – все самое разное приобрел здесь и сейчас – вышел.
Арена развлечений
Прошвырнуться по магазинам, да еще при деньгах, – занятие, конечно, увлекательное, но не развлекательное. А хочется и хлеба, и зрелищ. Идя навстречу этим пожеланиям, современная торговля привлекла индустрию увлечений. Торговые центры стали превращаться в торговоразвлекательные.
В Твери пионером этого направления стал «Рубин» на проспекте Калинина. Галерея магазинов по продаже товаров мировых брендов, просторные помещения, места для отдыха, кинотеатр, концертный зал, арена развлечений – все это было непривычно на первых порах, да и четыре года спустя после открытия недостатка посетителей «Рубин», судя по наблюдениям, не испытывает.
За «Рубином» потянулись и другие. Торговый центр «Вавилон» на бульваре Цанова, например. Прошедшим летом впервые в Твери можно было посетить… дельфинарий. Люди шли толпами. Расположился дельфинарий в надувном модуле по соседству с «Вавилоном».
Сеть кафе быстрого питания «Чикенхауз» старается тоже не отставать от требований момента. На улице Паши Савельевой, например, рядом с существовавшим кафе пристроили «Центр развлечений», где к услугам взрослых, а в особенности – детишек предлагаются самые разные игры и аттракционы. Ребятня в полном восторге!
На все вкусы и доходы
Автор этих строк прошелся по крупным торговоразвлекательным центрам Твери. Публика в них собирается самая разная. Принято полагать, что предназначены такие центры в первую очередь для представителей среднего класса. Принадлежность к этому классу определяется не только уровнем доходов, но и гармонией интересов. Средний класс у нас пока не очень многочислен, поэтому только им контингент посетителей современных торговых заведений не ограничивается. Здесь можно встретить людей и с внешними признаками богатства, и со скромным благосостоянием. Что их привлекает? В коротких интервью постарались получить ответ на этот вопрос. Не все почемуто соглашались на беседу, и очень немногие разрешили назвать их имена.
Супругипенсионеры Наталья Павловна и Владимир Сергеевич живут поблизости и приходят в торговый центр пообедать. Здесь своя кухня, еда в ресторане вкусная и относительно недорогая.
Фируза, скромно одетая женщина средних лет, заходит регулярно в гипермаркет потому, что здесь проводятся акции, предлагаются скидки на продукты. Виктор предпочитает покупать хлеб, выпекаемый в собственной пекарне ручным способом. Нравятся ему и приготовленные здесь же рыбные копчености.
Встреченная в торговой галерее молодая пара объяснила свое присутствие коротко: покупают одежду только знаменитых мировых брендов, а не ширпотреб на развалах. Поэтому пришли сюда.
В детском игровом зале мама Светлана рассказала, что проводит с дочкой в торговоразвлекательном центре полдня, а то и больше. Летом можно играть на детской площадке на открытом воздухе. Здесь же делает необходимые покупки.
На очереди – ритейл-парки
Нетрудно догадаться, кому за товарами и досугом в одном флаконе приходится ездить на другой конец Твери. Новые торговоразвлекательные центры появляются в основном в Московском районе, на окраинах города. Это уже упомянутый «Вавилон», это готовящийся к открытию «РИО» на площади Гагарина, это «Торговый парк №1» на Октябрьском проспекте.
Необходимые требования к таким комплексам – малоэтажность, высокие потолки, просторные помещения, большой шаг колонн, современная навигация, якорные арендаторы (в «РИО», к примеру, им должен стать «Седьмой континент»), занимающие, как правило, все пространство торговых площадей в одном здании. И непременное условие – парковочные места рядом. Их на Октябрьском проспекте заявлено до тысячи.
На одной площадке, как правило, на окраине города может быть сосредоточено несколько торговых комплексов. Они образуют так называемый ритейлпарк. Один такой уже формируется на Октябрьском проспекте. Это ритейлпарк «Тверь». В его составе гипермаркеты «Глобус», «Леруа Мерлен», «Декатлон», «Торговый парк №1» (галерея из семи десятков магазинов мировых производителей) и крупнейший многофункциональный торговый комплекс на территории парка «Тандем». Торговоразвлекательный центр «РИО» также войдет в состав ритейл-парка. Концентрация торгово-развлекательной среды, таким образом, продолжается.
Евгений ШИМИН
Фото Юрия СУРИНА
Добавить комментарий