Статский советник

О губернаторе, при котором в Твери начали издаваться «Тверские губернские ведомости», известно до обидного мало.

Яков Дмитриевич Бологовский (1837–1842) – действительный статский советник, родился в 1797 году, службу начал в 1814 году в гвардии, в 1823 году назначен адъютантом к фельдмаршалу И.Я. Паскевичу. Участник русско­иранской войны 1827–1828 годов, кавалер орденов святого Владимира 4­й степени (за ликвидацию последствий наводнения 1824 года в Петербурге) и святой Анны «с мечами» 2­й степени (военный орден). Уволен по болезни со службы в 1833 году, проживал в имении Дорошиха Тверского уезда.

Губернатором Бологовский был недолго: меньше пяти лет.

Он, первым из тверских губернаторов, попал под «Общий наказ Гражданским Губернаторам», утвержденный Николаем I в 1837 году. В нем значилось:

«Гражданские Губернаторы, как непосредственные Начальники вверенных им Высочайшею Государя Императора волею Губерний, суть первые в оных блюстители неприкосновенных прав Самодержавия, польз Государства и повсеместного, точного исполнения законов, уставов, Высочайших повелений, указов Правительствующего Сената и предписаний Начальства. Имея постоянное и тщательное попечение о благе жителей всех состояний управляемого ими края и вникая в истинное его положение и нужды, они обязаны действием данной им власти охранять повсюду общественное спокойствие, безопасность всех и каждого и соблюдение установленных правил порядка и благочестия. Им поручены и принятие мер для сохранения народного здравия, обеспечение продовольствия в Губернии, доставление страждущим и беспомощным надлежащего призрения и высший надзор за скорым отправлением правосудия и немедленным исполнением всех законных постановлений и требований».

Наказ имел силу личного распоряжения государя и поэтому неукоснительно исполнялся, хотя это было нелегко. «Народное здравие», например, находилось в губернии в таком состоянии, что официальная власть еще не располагала даже точной статистикой в сфере здравоохранения.

Что касается призрения и благотворительности, то, действительно, в эти годы (первые годы выпуска «Тверских губернских ведомостей») рубрика «Благотворительность» составляет заметную часть новостей.

Относительно цен на товары первой необходимости как минимум четыре раза в год в приложении губернской газеты выпускалась таблица со средними ценами по губернии – их верхняя планка жестко задавалась правительством. Среди наиболее эффективно работавших государственных служб в губернии надо назвать губернский статистический комитет, открытый в 1836 году и как раз в эти годы доведенный до высокого уровня профессионализма его секретарем Николаем Рубцовым.

Вероятно, главным из событий в губернии в это пятилетие стало открытие бесперебойного движения по Московско­Петербургскому тракту. Торжественное открытие движения почтовых дилижансов состоялось в 1836 году, но доделки и доработки дорожного полотна следовали еще долго. Шоссе было платным. 2/14 мая 1842 года «Тверские губернские ведомости» публикуют «Таксу дорожного сбора с проезжающих по шоссе между С.­Петербургом и Москвой».

Например, взимались «с дилижансов на колесах с каждой лошади 3 1/2 коп. серебром, с экипажей Высочайшего Двора, а также со всех вообще проезжающих отдельно, в каких бы то ни было экипажах на колесах, будут ли при этих экипажах почтовые или непочтовые лошади, с каждой лошади                                           3 1/2 коп. серебром. С транспортных всякого рода телег и повозок на колесах, как с кладью, так  и с пассажирами, если впряжено не более трех лошадей, с каждой извозной при них лошади А) при дышловой упряжи 2 коп. серебром, Б) при оглобельной упряжи 2 1/2 коп. серебром… С порожних экипажей на колесах с каждой лошади 2 коп. серебром». Зимой тариф уменьшался в среднем на 1 копейку. Суммы, собиравшиеся с проезжающих, предполагались быть «обращены на поощрение заведения… выгоднейших для шоссе экипажей… и на ремонт шоссе».

Между прочим, на новом шоссе появились и новые почтовые станции. В 1840­х годах они в пределах Тверской губернии были открыты в Каликине и Будове, где для нужд проезжающих постоянно держали для подмены по 50 лошадей. Но и в небольших деревнях (например, Марьине, Миронежье, Смолине и других) держали по три­пять казенных лошадей – на случай непредвиденной надобности. Все это способствовало достаточно высокой пропускной способности дороги и приличной скорости доставки почты: двое суток от Москвы до Петербурга. Многие крестьяне придорожных деревень ухитрились сколотить почти купеческие состояния. Да только расцвет этот продлился недолго – практически новенькое, с иголочки содержавшееся шоссе разом стало ненужным в 1851 году, с пуском железной дороги.

В начале 1840­х годов отмечен последний расцвет еще одной традиционной транспортной системы: Вышневолоцкой водной. Эти годы стали вообще годами расцвета Вышнего Волочка, который (всего полвека назад приобретший статус города) по количеству каменных зданий, качеству архитектуры почти сравнялся с Тверью. Апофеозом в 1842 году стало открытие училища кондукторов путей сообщения. Ради этого было отдано старое здание Путевого дворца Екатерины II. Реконструированный и надстроенный старый корпус стал одним из самых значительных ансамблей города.

Интересна и такая деталь. Губернатор в первой половине XIX века был в первую очередь лицом и предводителем местной дворянской корпорации. Но мало известно, что, несмотря на образ российского дворянина как завсегдатая балов и пирушек, этот образ скорее соответствует дворянину столичному, гвардейскому офицеру. В провинции же особых развлечений для мелкого дворянства и офицеров, расквартированных в губернском и уездных городах заурядных (чаще всего пехотных) полков, не было. Даже в Твери приходилось буквально выклянчивать у губернатора разрешения на собрания и балы. Из­за конфликта на этой почве с местным дворянством был даже снят с должности в 1834 году один из предшественников Бологовского – губернатор Кирилл Яковлевич Тюфяев. Полицейская ревность Тюфяева оказалась чрезмерной даже для николаевского царствования. Он, например, жестко требовал с дворян, затевавших балы на Святки, официально заверенного устава для подобных собраний.

 

При Бологовском с этим «перегибом» боролись: началось строительство в Твери роскошного здания Дворянского собрания, открытого уже после его ухода с должности.

Павел ИВАНОВ

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *