А где моя большая ложка?!

Старинный дом купца Василия Запенина – пока единственный на исторической Торговой (ныне Пролетарской) площади Кашина дом, который реставрируется по правилам. В нем и вокруг него формируется интересный музейный уголок, куда смогут прийти, выражаясь несколько высокопарно, и стар и млад. Особенно «млад», так как молодому поколению здесь особенно рады.

– Мы задумали этот проект, – рассказывает его создатель Наталья Ковшун, – именно как культурный центр и надеемся, что он будет еще и детским культурным центром. Здесь все можно брать в руки. Можно попробовать себя в роли купца или крестьянина, можно посидеть за столом, можно покрутить какую-­нибудь крупорушку или ручную мельницу.

Дом Запениных (кстати, памятник архитектуры начала XIX века) еще недавно имел вид совершенно невзрачный. В советское время в нем были и жилые квартиры, и склад (в последнем хранили соль, что, конечно, на пользу зданию не пошло). Но уже лет пять в нем ведется реставрация, по проекту и под наблюдением техника-­реставратора Александра Пискунова. Работы ведут свои, кашинские рабочие под руководством Юрия Зайцева. Юрий Васильевич здесь «главный домовой». Его руками сделана очень большая работа. Первый этаж практически завершен отделкой, скоро появится восстановленная парадная лестница на второй и третий этажи. Проект предусматривает восстановление небольшого флигеля по красной линии Пролетарской площади.

История усадьбы представлена на входе в музей. Как обычно в Кашине, недостатка в дореволюционных фотографиях нет – ведь это центр города, часто попадавший в объективы фотокамер. Здесь была большая городская усадьба с несколькими зданиями, каменными и деревянными, и торговыми лавками, в том числе популярной у кашинцев «бараночной». К речке Кашинке эффектно спускался Конный проезд (на нем когда-­то по базарным дням шла торговля лошадьми). На площади перед усадьбой на старых фотографиях – сплошной лес колоколен и глав многочисленных храмов.

Новый музей полноценно принимает посетителей, а что касается программ, то они разрабатываются сообразно реальным потребностям туристов. Если есть спрос – формируется предложение. Кому-­то нравятся костюмированные театрализованные шоу, а кто-­то, наоборот, лучше послушает экскурсовода.

Перед «основной экспозицией» две куклы в рост в традиционных костюмах – это символические «хозяева». С экспозицией нас знакомят сама Наталья Ковшун и журналист Ольга Никитина.

– Хорошо известно, какое значение каша имела в старину не просто как еда, а как символ пищи вообще, наряду с хлебом, – Ольга Никитина немного волнуется, хотя с материалом она знакома уже очень хорошо. – Кашей кормили молодоженов, свадебный пир так и назывался «каша», особую кашу готовили в честь рождения ребенка, специальные каши подавались на праздники. Можно сказать, каша сопровождала русского человека всю жизнь. В Кашине, где основная масса жителей была крестьяне, купцы и духовенство, каша была популярна во всех слоях общества.

По задумке создателей музея, любой предмет из традиционного кашинского быта может найти место в этих стенах. Раз музей каши, то должна быть и печь. Она есть, сложенная заново, в принципе, работающая, но поскольку реставрация дома еще не закончена, в главном своем качестве пока не используемая. Зато на ней «живет» немало крынок, горшочков и прочей утвари, о каждой из которых хозяева с упоением рассказывают. Печь расписная. Хотя, как честно признается Наталья Ковшун, именно в Кашине печи не было в обычае расписывать. Но сама по себе практика изображений на печах не противоречит русскому стремлению к украшению жилища. Посетители, а особенно посетительницы, с большим энтузиазмом фотографируются на фоне игривого и простого девиза «Целуй жену веселее – будет каша вкуснее».

И ложки – большие и маленькие, новые и древние. О ложках тут также готовы рассказывать долго. Жаль только, что пока, для того чтобы ими зачерпнуть искомый продукт, в честь которого устроен музей, кашу приходится варить не на месте. Но это, как надеется Наталья Ковшун, временные сложности.

Купеческие вещи все пришли в музей из подарков. Причем многие попали сюда уже после открытия музея, когда на открытие пришли простые горожане. Кашинцы оказались людьми с живым интересом к своей истории. Узнав о новом музее, они принесли кое-­какую утварь из городских и сельских домов. Уже сейчас экспозиция вполне приличная, и она продолжает расти.

– Когда к нам приходят именно кашинцы, а после посещения благодарят, это дорогого стоит, – говорит Наталья Ковшун.

На открытие музея состоялся «фестиваль каши». В нем приняли участие не только его непосредственные создатели и вдохновители, но и творческое объединение «Жар-­птица»,  «команда» объединения «Кашин-­град» под руководством Ярослава Прокофьева и Алексея Столярова. Фестиваль прошел на «ура», и можно сказать, что музей каши заявил о себе в полный голос.

В последние год-­два Кашин становится заметно популярнее у столичных туристов. И, конечно, многие вещи рассчитаны именно на заезжих гостей, которые в музее больше хотели бы отдохнуть, чем повысить образовательный уровень. Для них тут и мозаики из круп, и наборы декоративных ложек (в планах музея – мастер­классы по их изготовлению), и «мерные» куколки, по которым девочки могли научиться готовить традиционное блюдо, не прибегая к сложным расчетам миллилитров и граммов. Подается все весело, без музейного снобизма, с душой. Кажется, это именно то, что востребовано в наши дни. Организаторы не стесняются признаваться, что в такой форме подачи музейной информации они следуют опыту маленьких музеев Мышкина, Углича, Устюжны и других популярных российских туристических городов. Этот опыт неплохо работает там, почему же не применить его в Тверской области?

Павел ИВАНОВ

Фото автора, Натальи Капур, портал «Кашин-­град»

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *