Когда Русь вновь назовут Святой

В этот день в Новоторжском мужском монастыре во имя святых князей мучеников Бориса и Глеба отмечали престольный праздник. Праздничную литургию возглавил Митрополит Тверской и Кашинский Виктор. Владыке сослужили игумен Борисоглебской обители иеромонах Арсений с братией, благочинный Торжокского округа настоятель церкви во имя Архистратига Михаила протоиерей Николай Алексеев, настоятель храма во имя святителя Николая Чудотворца игумен Корнилий клирики Тверской епархии. Боговдохновенные песнопения хора из г. Вязьмы и певчих из Нило-Столобенской пустыни прославляли духовный подвиг святых братьев и возносились под своды одной из самых древних обителей Святой Руси.

«Правдивая страстотерпца и истинная Евангелия Христова послушателя, целомудреннный Романе с незлобивым Давидом, не сопротив стаста врагу сущу брату, убивающему телеса ваша, душам же коснутися не могущу. Да плачется убо злый властолюбец, вы же, радующеся с лики Ангельскими, предстояще Святей Троице, молитеся о державе сродников ваших богоугодней быти и сыновом Русским спастися».

Когда умер Великий князь Владимир Киевский – отец князей Бориса и Глеба, их брат князь Святополк отдал приказ убить их, чтобы завладеть Киевским престолом. Борис и Глеб не захотели проливать кровь брата и пожелали принять смерть от рук подосланных убийц, но не брать на душу смертный грех. Князь Борис был убит на реке Альте в 1015 г. 24 июля (6 августа по новому стилю). На первый взгляд, как политические деятели они были неудачны, безропотно позволив себя убить человеку, который был недостоин быть правителем земли Русской. Для того чтобы нам узнать и полюбить этих святых давайте немного окунемся в то время, в котором они жили. Это были времена домонгольской Руси, которая только приняла свет Христовой Истины. И каждое сердце русского человека стало стремиться ко Христу. Удивительное было время. И благодаря этому времени Русь называют Святой. Зачастую человек узнав Христа, бросал все свои земные попечения, оставлял свою работу и шел пешком в Иерусалим. Благодаря столь массовым паломничествам в Святую Землю на Руси было принято гостеприимство, нищелюбие, милостыня. Ведь люди шли издалека, через всю страну. Хозяева, в домах которых останавливались странники, просили молитв людей, направлявшихся в Иерусалим, где Христос совершил свою искупительную смерть за нас, воскрес и вознесся на Небеса. Для верующих, шедших в Святую Землю, образцами были святые мученики благоверные князья Борис и Глеб. Мы знаем, что 1015 год, когда святые братья приняли мученическую кончину, это время становления Христианства на Руси. Но не везде оно проходило гладко. Многие язычники упорствовали, и одним из язычников был старший сын святого равноапостольного князя Владимира – Святополк, впоследствии в народе его прозвали окаянный. Народ любил князя Бориса и видел в нем наследника и последователя отца. У князя Бориса была большая сильная дружина, и в очередной раз, вернувшись с победой над недругом, он узнал, что Святополк готовит убийство его и брата Глеба. Что же сделает политик в такой ситуации? Конечно же, он постарается предотвратить задуманное, опередить врага и одержать победу. Ведь народ и дружина были на стороне князя Бориса. Но что делает князь Борис? Он распускает дружину, оставляет самых близких своих людей и молится. Почему он так сделал? Потому что для него, как и для любого русского человека уверовавшего во Христа, небесная реальность была намного ближе земной: власти, богатства, любви народа. Всё это он положил к ногам Господа. Вера его была настолько велика, что он не устрашился того, что нечестивый Святополк окаянный будет править Русью. Поскольку он знал, что Господь не допустит этого. Действительно он с кротостью принял своих мучителей-убийц. Также поступил и его брат – святой благоверный князь Глеб. Они твердо верили и знали, что не всё решается здесь на земле, но на Небесах. Особенно то, что молитва небесная намного выше и сильнее огромных вооруженных полков, которые могут противостоять врагу. И действительно молитва святых благоверных князей Бориса и Глеба явилась основой для русского государства, основой нашей с вами веры, основой Святой Руси, основой этой обители, которую воздвиг его ближайший соратник, впоследствии преподобный Ефрем Новоторжский. Ведь зачастую когда человек видит жизнь святого, он тоже стремится к святости. Вот эта нить, идущая из глубин веков до сегодняшнего дня, это стремление к святости обязательно должна отражаться в нас. Если мы будем взирать на подвиг святых братьев, на то, что они предпочли  небесное земному, если мы будем стараться отдавать предпочтение небесному – духовному, то мы также достигнем святости, к которой все мы призваны от Святого Крещения. И тогда Русь вновь назовут Святой.

Праздничный крестный ход с мощами святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба с молитвенными песнопениями   во главе с Архипастырем наполнил сердца верующих духовной радостью,  весельем и укрепил веру.

«Возсия днесь преславная память ваша, благороднии страстотерпцы Христовы, Романе и Давиде, созывающи нас к похвалению Христа Бога нашего. Тем, притекающе к раце мощей ваших, исцеления дар приемлем, молитвами вашими, святии: вы бо Божественнии врачеве есте».

Митрополит Тверской и Кашинский Виктор обратился к верущим с архипастырским словом:

— Сегодня святая обитель именинница, ибо она названа в честь святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба. Обитель переживает второе рождение. После октябрьского переворота она была закрыта и мерзость запустения постигла её, как и многие другие монастыри и храмы нашей Русской Православной Церкви. Эта обитель основана преподобным Ефремом, здесь некогда были его мощи, которые были изъяты в то время. Мы делаем всё возможное, чтобы обрести мощи преподобного Ефрема. Но пока наши усилия тщетны, наверное, мы недостойны этого. Вероятно, преподобный не желает явить себя нам. Но мы надеемся, верим и уповаем, что, невзирая на наше недостоинство, Господь всё же удостоит нас обрести святые мощи преподобного Ефрема.

Святые мученики благоверные князья Борис и Глеб, предстоя у престола Божия молятся, за всех нас с вами, за тех, кто с верой и любовью прибегает к ним, ожидая их предстательства, ходатайства и молитвы перед Основателем Церкви Господом нашим Иисусом Христом. Основателем Церкви здесь на земле не торжествующей, но воинствующей. Воинствующей потому что членам церкви приходится вести войну против духов злобы поднебесной. Враг рода человеческого стремится любыми методами поколебать основание, используя любые средства и возможности в достижении своей цели.  Враг рода человеческого положил первоначало к нашим прародителям – Адаму и Еве, когда толкнул их на нарушение данного им Творцом и Создателем запрета. Вследствие чего они лишились живого общения и той радости, которой они наслаждались до грехопадения. Пришлось долго ждать, не мало тысячелетий, до исполнения обетования, данного Творцом и Создателем, что семя Жены сотрёт главу змея. И вот явился Спас мира, для того чтобы оправдать правосудие Божие, чтобы соделать нас наследниками Царствия Небесного, избавить нас от проклятия, греха и смерти. И это совершил Он Сам – Второе Лицо Святой Троицы. И совершил Он это на кресте через пролитие Своей Животворящей крови. Распят был наш Господь Иисус Христос руками человеческими. И никто не мог бы подумать, что именно в этом распятии заключалось  избавление рода человеческого. Ибо через распятие Господа нашего Иисуса Христа совершилось исполнение божественной любви. Ведь Господь был распят на древе крестном, а на нём распинали самых последних преступников. К такому преступнику Он был причислен по определению членов Синедриона (вождей еврейского народа). Но никто не мог бы подумать, что в этом заключался особый смысл оправдания правосудия Божьего. Что действительно Господь освятит это позорное орудие казни. И этот крест благодаря пролитию крови Господней стал Животворящим.

Осеняя себя Крестным Знамением, мы повергаем в трепет и ужас духов злобы поднебесной, которые совершают преступления против Бога и Церкви. Мы должны благодарить Господа за Его великое милосердие, что Он даже будучи распят на позорном кресте сделал его орудием нашего спасения.  

Прославляя сегодня святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба, мы со всем упованием надеемся, что они молятся пред престолом Божьим. Особенно наша молитва и надежда обращена на то, что по их молитвенной просьбе и помощи Господь подвигнет людей к восстановлению этой святой обители. Таким образом мы сможем восстановить святую обитель, но этого не достаточно. Здесь необходима духовная жизнь и насельники. К сожалению, мужские монастыри не отличаются большим количеством насельников, но важно не количество, а важно чтобы здесь было настоящее духовное монашеское жительство. Мы с упованием надеемся, что по молитвам святых мученников благоверных князей Бориса и Глеба Господь поможет этой святой обители. Итак, поздравим насельников обители с Днём её Ангела – с Днём тезоименитства. А нам всем желаю быть достойными членами Церкви Христовой. Аминь.

На прощание Владыка Виктор благословил всех присутствующих.

В следующем году Православная Церковь будет праздновать 1000-летний юбилей памяти святых братьев, но подвиг их будет жить вечно. Распространение Христианства в Верхневолжье также неразрывно связано со святыми мучениками благоверными князьями Борисом и Глебом. Преподобный Ефрем Новоторжский, который состоял на службе у князя Бориса, обратил в Христианскую веру народ, населявший наши края, оставив потомкам святую обитель, названную в честь святых братьев. 

Виктория Пархоменко

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *