«Медведь на ухо наступил» – это про человека без слуха и голоса. Село Медведиха мишка обошел стороной. Женщины, несмотря на возраст, здесь такие голосистые, что за версту слыхать. Это село в Рамешковском районе издавна певческое. Фольклорный хор образовался здесь аж в 1932 году! Старейший из старейших коллективов области.
Медведихинские женщины запели в начале всеобщей коллективизации сельского хозяйства. Во главе самодеятельности были активистки нового строя. Главная из них – Ульяна Савельева. Она и стала организатором коллектива, подобрав немолодую команду из первопроходцев.
Самодеятельность – самостоятельная деятельность – не предполагала нянек и надзирателей. Всё – сами: подбор репертуара, голосов, костюмов, манеры исполнения. На спевках у когонибудь в избе припоминали старинные песни: «Вдаль по морю», «На горето калина», «Как за нашим за двором», «Посеемте, девки, лен». Достигнув соединения голосов, вышли на люди. Выступали в селе по любому поводу, что было массовой агитацией за народное искусство и вступление в ряды хористов и солистов. Потом гастролировали по окрестностям. Встречали своих доморощенных, как столичных. В 1936 году самодеятельные артисты поехали на районный смотр в Рамешки. Наглотались пыли, напелись и нахохотались – путь показался радостью жизни и ее подарком. Выступали «на ура», хлопали им так, что в ушах звенело. Песни родного края легли людям на душу, взволновали сердца. Хористам того и надо. На очередной спевке окончательно определились: развивать местный фольклор, где, как в бездонном колодце, – всю воду не выпьешь.
В войну не до песен было. Возобновили репетиции только в 1948 году. Зато в расширенном составе: к коллективу примкнули голосистые мужички, а один даже с гармонью.
Анна Георгиевна Пузырёва вспоминала: «Старшие учили нас петь. Сначала они были запевалами, им все подчинялись. Ульяна Арсеньевна на репетиции подойдет к каждому певцу, послушает, подскажет, как петь, посоветует. Одевались в свои костюмы: сарафаны длинные – полуплатья, кофты с длинными пышными вышитыми рукавами, красивые платки, у кого какой есть, и белые фартуки с двумя красными каемками на подоле».
В 1956 году хор впервые участвовал в областном смотре художественной самодеятельности и запомнился слушателям.
За все годы жизни хора у него всего три руководителя. Организатора Ульяну Савельеву сменила местная учительница Анна Пузырёва. С 1965 года по сей день (почти полвека!) хором руководит Светлана Блохинова.
Сейчас хор, конечно, малость обезлюдел, но марку держит. В районе он в фаворе, ежегодно участвует в областном фольклорном празднике «Троицкие гулянья». Медведиха – попрежнему село певучее.
Певуньи не низводят фольклор до популярноразвлекательного уровня, они чтят основы народного исполнительства и специфику бытования фольклорных произведений. Их народнопевческое искусство старинно, но свежо, как незамутненный родник. Сейчас, когда идет агрессия на истоки народного творчества, которое представляется некоторыми критиками как нафталинное, деятельность таких самобытных, уникальных коллективов приобретает особое значение. Они развивают местные традиции, из которых мы черпаем глубину и свежесть песенного слова великой России.
Добавить комментарий