В прокате стартовал очень интересный проект, дебютная режиссерская работа Уолли Пфистера (который, как известно, оператор) – «Превосходство». История о том, как мечты ученого, работающего над созданием искусственного интеллекта, Уилла Кастера (в исполнении Джонни Деппа) стали реальностью.
Компьютер, способный вместить в себя все знания и опыт человечества – это своеобразный Perpetuum mobile, неосуществимая мечта, на которой можно ловко построить любой сюжет. Причем сценарий никому доселе неизвестного Джека Паглина – поворот в сторону компьютерной глобализации, то есть опять, чтобы кино собрало хороший боксофис, оно должно затрагивать интересы человечества.
Оцифрованный Уилл Кастер с помощью своей жены строит в загаженном американском городишке Брайтвуде свою империю, свою локальную огромную серверную, откуда он управляет процессами по всей планете. Ему противостоит нелегальная хакерская группировка, такие антиглобалисты, радетели за свободу человека от мировых сетей под предводительством героини Кейт Мары (известной по знаменитому сериалу «Карточный домик»). В эту историю, которая едва ли могла бы отличаться от ей подобных, вплетена одна сюжетная ниточка, которая делает из этого фильма отличный повод подумать. Ее суть: может ли компьютер любить и сострадать? Уилл в начале фильма, на своей лекции, слышит реплику: «Вы хотите создать Бога». И, по сути, мы смотрим на это кино, как на попытку представить себе цифрового бога. Философская штука, заметьте. Глобальный разум Уилла не стремится разрушать, хотя обладает всей полнотой власти для этого. Компьютер входит в область физиологии человека, обладает способностью регенерировать ткани. Кажется, ему неподвластно только одно, чтобы заменить человека, – эмоции. Эмоции нелогичны, компьютер, действительно, не может понять, как можно любить и ненавидеть одновременно, но здесь создатели картины пошли дальше. Они задали главный вопрос: а что если компьютер способен на любовь, на самопожертвование? Конечно, это профанация, но хороший повод задуматься.
Разумеется, это не история Спайка Джонса о любви к операционной системе («Она»), это дилемма, разделяющая человечество на два лагеря, и в меньшинстве всегда остаются те, кого пугает мысль о том, что человек потерял контроль над компьютером. Радикализмом становится попытка его, исцеляющего от всех болезней (прямая аллюзия на Евангелие), уничтожить. И эта попытка проваливается. Компьютер в лице Уилла говорит своей жене, что не будет убивать тех, кто желает уничтожить его, он будет их превосходить. Такая вот «гуманность» искусственного бога. Финал, конечно, положит на лопатки всех антиглобалистов, но именно финал делает из этого кажущегося рядовым кино глубоко философскую и очень религиозную драму о превосходстве любви, как самопожертвования, над всем остальным.
Добавить комментарий