Татьяна, несмотря на молодость, сегодня узнаваема и уважаема в достаточно широких кругах как поэтов, так и исполнителей авторской песни. Ее можно встретить на концертах и фестивалях. Последний – «Каблуковская радуга», следующий – «Распахнутые ветра» на Селигере. А между концертами и фестивалями – семья, работа, творчество. Для Татьяны слово «некогда» – это оправдание, но не причина. Человек, который стремится к высокому, всегда найдет время взять в руки гитару.
– Мне с самого детства родители, которые были людьми не творческих профессий, предоставляли свободу. В том числе свободу выбора, – рассказывает Татьяна о своем детстве в Вышнем Волочке. – Я выбрала в семь лет музыкальную школу, и я ее окончила. А потом встала на юридическую стезю и пошла по ней.
Она не любит сослагательного наклонения, потому что считает: в дороге, которую ты сам выбрал, всегда есть то, чего могло не быть, выбери ты другой путь. Поэтому она ни о чем не жалеет. Хотя о чем жалеть – ведь впереди еще целая жизнь.
Татьяна с музыкой с самого детства: музыкальная школа, регентство в Богоявленском соборе Вышнего Волочка, а потом своя собственная нота, своя рифма.
– Если поэзия однажды попала в кровь человека, она никуда больше не денется, – говорит Татьяна. – Просто может видоизмениться. Есть примеры, когда девушки писали стихи, потом ушли в семью, в быт, в карьеру, но поэтическая составляющая в них осталась, просто трансформировалась в новую форму.
Большую роль в творческом подъеме Татьяны сыграло творческое объединение «Иволга» под руководством Виктора Бабковского. Ее первая песня, та, о которой можно смело сказать: настоящая, была написана на стихи молодого поэта«иволжанина» Фёдора Иванова, с которым у Татьяны крепкий творческий союз.
Нельзя обойти вниманием тему молодежи и поэзии. Сегодня они соединяются между собой очень странно. С одной стороны, поэзия – это удел молодых, их первых жизненных опытов, с другой – в широкой молодежной среде поэзия сегодня непопулярна.
Хотя Татьяна лучше знает, и она права, говоря, что сегодня если собирался стадион, то не для того, чтобы слушать Ахмадулину, однако для тех, кто пишет и хочет быть услышанным, есть все возможности.
– В каждое историческое время есть думающие люди, способные любить не себя в искусстве, а искусство в себе, как говорили великие. Поэтому формула «раньше было лучше» некорректна. Все меняется, мы идем дальше. К тому же в молодежной среде очень популярны классики XX века. Это правда, что молодежь зачитывается Бродским, Высоцким, может, меньше Башлачевым и Борисом Рыжим, но все же…
Да, поэты не собирают стадионы. Человек не перестал быть одиноким, а одиночество – это главный друг поэта.
– Поэзия – это когда остаешься наедине с собой и когда наедине с собой ты честен, – говорит Татьяна. – Как утверждает Виктор Николаевич Бабковский, одиночество – это когда «меньше одного». Вот тогда появляются стихи.
Для Татьяны, несмотря на самодостаточность поэзии и музыки, эти два мира не могут существовать раздельно. Поэтому ее стезя – авторская песня. Вот такая штука, о которой спорят бесконечно на бардовских фестивалях, ищут ей определений и рамок, хотя ведь все просто: авторская песня – это песня, написанная и исполненная одним человеком. И она сегодня уже вырывается из границ бардовской, все чаще появляясь как понятие в компании рокмузыкантов, блюз и джазменов.
– Мы привыкли, что если авторская песня, то бард, если бард, то бородатый дядя в возрасте, – шутит Татьяна. – Это уже давно не так.
Авторская песня, действительно, помолодела, и Татьяна отличный тому пример. Молодая красивая девушка, только что ставшая счастливой женой, работающая юрисконсультом, не мыслит себе жизни без песни, без сцены, хотя сценой может быть что угодно.
– Если хочется петь, а иногда очень хочется петь, то можно взять гитару и идти на Трехсвятскую. Мне не стыдно признаться: мы с другом несколько раз пели в электричках.
У авторской песни есть несомненное преимущество: она искреннее. Татьяна говорит, что можно писать умом, а можно душой, и то и другое нормально, но сама признается, что написанное душой всегда выигрывает.
– Зритель – он все чувствует. Его невозможно обмануть. Он чувствует, когда ты лжешь, когда ты не переживаешь сам то, о чем поешь. И, конечно, несмотря на то, что иногда поэту и исполнителю ужасно хочется выйти одному в поле и закричать песню про коня, он ждет, что в этом поле окажется хоть один слушатель.
Татьяна не абсолютно лиричный автор, как может показаться. Она все же прошла юрфак, работает в юридической сфере, поэтому много писала о политике.
– Я ужасно переживала от всего, что происходит в нашей стране, – говорит она. – Это не могло не повлиять на творчество. В альбоме «Дыши ровнее» очень много песен с политическим оттенком.
А на вопрос, как такая формализованная до крайности наука, как юриспруденция, способна уживаться в творческой душе, Татьяна шутит, что российская юриспруденция дает огромное пространство для творчества.
– Творчеством можно заниматься при любой профессии. Говорят, невозможно прийти с работы, сварить мужу суп, а потом сесть и писать песни. Говорю: можно.
Если в работе и семье есть понимание, то это только помогает.
– Ты не сможешь изменить мир, но ты можешь привнести в него чтото хорошее, если у тебя все будет хорошо дома.
Три вопроса Татьяне Винокуровой
– Когда лучше пишутся стихи: когда хорошо или когда плохо?
– Конечно, когда плохо.
– Невысказанная тема?
– Это тема дома и родителей. Она очень важна, но не хочется о ней писать банально. Я ее ощущаю, но правильных слов найти для себя не могу.
– Приоритеты в жизни?
– Семья, музыка.
Александр ДЫЛЕВСКИЙ
Фото из архива Татьяны ВИНОКУРОВОЙ
Добавить комментарий