Это местечко находится ровно между двумя российскими столицами. Отсюда до Москвы – 363 километраи до СанктПетербурга – 363 километра. Под указателем любят фотографироваться туристы: хоть и самодельная, но достопримечательность.
Официальное название места – село Михайловское. И озеро тут тоже Михайловское, и киногородок, о котором чуть ниже, тоже Михайловский. Поэтому и слобода, которую начали отстраивать, тоже автоматически стала Михайловской.
– Все тут держится на Даниле, – это первое, что мы услышали, войдя на территорию, застроенную деревянными избами
Здесь и прочие сооружения явно не нашей компьютеризированной эпохи. Данила задерживался, экскурсию начал Борис, парень с чубом и усами, как у литературного Тараса Бульбы, из одежды – лишь закатанные камуфляжные штаны. Так как наша туристическая группа состояла из одних лишь девушек, смутился и пошел переодеваться. Вернулся в белой фольклорной рубахе, расшитой затейливым узором.
– Это наши девушки расшивают. Находят по архивным документам, как это тогда было, и вышивают, – не без гордости похвастался парень. – Я в такой и на работу хожу.
– Где же вы работаете?
– Заместителем генерального директора одного питерского рыболовного хозяйства, – был неожиданный ответ.
Михайловская слобода начала строиться десять лет назад. Как народ встретился, объединился, уже никто и не помнит. Буквально по бревнышку все вместе отстраивали то, что в исторических документах именуется казацкой вольницей. Сегодня здесь уже несколько построек, включая музей, практически завершенную кузницу, погреб и большой деревянный стол – гульбище.
– Историческое поселение – это высшая ступень исторической реконструкции, – объясняет нам Борис. – Наша слобода – одна из первых в России попыток максимально точно воссоздать отечественную историю.
Наконец появился и сам основатель идеи – тот самый Данила Смирнов. На казака, в отличие от Бориса, совсем не похож, скорее этакий былинный богатырь, с окладистой густой бородой, загорелый от постоянной работы на улице. Он, в отличие от большинства своих сподвижников, местный: родился здесь, в Михайловском, учился в ЗАТО «Озёрный», вернулся сюда же, живет семьей, воспитывает маленькую дочку.
Данила провел нас по территории.
– Мы пытаемся совместить реальность и древнеславянский интерьер, – поясняет он.
И этнографический музей здесь не такой, каким мы привыкли видеть обычные музеи. Здесь все экспонаты можно трогать, брать, примерять. Чем мы с восторгом и занялись. Ребята тут не только избы строят, но любят и помахать мечами, выполненными опять же в полном соответствии с исторической правдой. Надев на себя рыцарский шлем, всего лишь один металлический «нарукавник» и взяв в руки меч, я поняла: двигаться даже в этом недокомплекте не могу. И дышать под шлемом тоже не могу, еще и не видно ничего.
– А если бы вы все на себя надели… – улыбнулся Данила. – Полностью доспехи весят 35 килограммов. У нас бойцы через двадцать минут падают не от нанесенных ударов, а от усталости и жары.
Кстати, ближайшие бои состоятся здесь в начале августа, на фестиваль исторической реконструкции приедет восемь отрядов. А еще ребята сами восстанавливают древнерусские ладьи. И даже сплавляются на них, года четыре назад доплыли до Новгорода.
Несмотря на то, что весь комплекс Михайловской слободы строится на частные пожертвования, это не туристический объект. По крайней мере, у меня сложилось такое впечатление. Это место, где собираются только «свои» – заинтересованные, увлеченные, в чемто чудные и в хорошем смысле странные люди. Впрочем, круг «своих» не лимитирован, новым здесь рады. И к туристам вроде нашей компании относятся доброжелательно и терпеливо. Нас же буквально заклинило на несколько бесцеремонном вопросе:
– Зачем вам все это надо?
– Ктото в свободное время прыгает с парашютом, другой – греет тело на курорте, а мы приезжаем сюда строить, рубиться на мечах, жить в условиях, максимально приближенных к тем временам, – ответил Борис.
Продолжил Данила:
– Нам важно прежде всего нашим детям показать, как в реальности это было. Пусть узнают нашу русскую историю. Главная идея Михайловской слободы – сохранить здесь истинный русский дух.
Мне очень хотелось в данном повествовании избежать этого штампа – «русский дух». Я понимаю, о чем речь, но данное словосочетание стало уж слишком замусоленным. Впрочем, я поняла, о чем говорит Данила, пройдя несколько метров от слободы.
Буквально тут же располагается и другое известное местечко – Михайловский киногородок, который, говорят, когдато начал строить Валерий Золотухин как постоянную декорацию для съемок исторических фильмов. Казалось бы, такие же деревянные домики с резными оконцами, идиллически пасущаяся среди душицы лошадка, нечто типа сторожевой вышки, но со спутниковой антенной наверху. То же самое, да не то. Это теперь туристический объект, где проживание в атмосфере этнобыта стоит денег. Вот подъезжает микроавтобус с тверскими номерами, выгружается веселая компания молодежи. Под деревянным тентом их ждет уже накрытый длинный стол с бутылкой «КокаКолы» по центру и прочими, в том числе и веселящими, напитками. Дальше по улице припаркованные машины у каждой избы. Такой фольклорный отдых нынче в моде. Но не покидает ощущение, что это все не настоящее, декорации, одним словом, как ты их ни стилизуй. А там, в Михайловской слободе, нет, не какието взрослые игры, а все понастоящему, ощущение естественности, реалистичности и, наверное, того самого первобытного русского духа, который был олицетворением и силы, и свободы.
Марина ГАВРИШЕНКО
Бологовский район
Фото автора
Добавить комментарий