Фрагменты над суетой

Всегда вызывала улыбку фраза «театр начинается с вешалки». Бе­зусловно,  все театральное действо начинается и заканчивается личностью режиссера, его талантом. Уверен, что визит на любую из премьер народного театра «Фрагмент» в Торжке поможет многим более отчетливо увидеть прекрасное и удивительное вокруг нас.

В мастерской режиссера Анатолия Щербакова –  настил­подиум, где идут репетиции, а будущий спектакль собирается по кусочкам. Большая сцена городского Дома культуры в его распоряжении лишь раз в неделю, где сводятся воедино все творческие наработки. Тут же, в мастерской, есть все, что может понадобиться для будущего представления. Всю постановку от мельчайших деталей оформления до музыкальной подборки, моделей и цвета костюмов режиссер с актерами подбирают или делают сами. Анатолий Григорьевич уверен, что актер должен уметь все. Ну, а сам он един во многих лицах: режиссер, хореограф, художник и даже столяр. Перечислять можно долго.

– Задача режиссера – вживать актера в предполагаемые обстоятельства. Актер должен прожить  на сцене чужую жизнь. У меня все вещи хватают за психику, так как сейчас нашего зрителя нужно будить, будоражить, потому что думать публика зачастую просто не хочет, – убежден Щербаков.

Замечаю в углу мастерской портрет Анны Ахматовой. С удивлением узнаю, что это работа самого режиссера. В конце мая состоялся премьерный показ поэтического спектакля «Простить себя» народного театра «Фрагмент». В основу сюжета как раз и легла биография величайшего поэта XX века Ахматовой (сама она не любила, когда ее называли поэтессой). Это был универсальный и по­своему уникальный спектакль. Три молодые актрисы играли одну героиню, вернее, три ипостаси – Любовь, Вдохновение, Материнство. Опасный эксперимент. Редко кто из народных театральных коллективов берется за такие поэтические произведения. Из декораций на сцене были лишь арки, олицетворявшие Ахматову как богиню, ведь эта женщина по своей сути святая. Стихотворения сменялись врезками прозы, а переполненный зал замер на время всего действа. Наверное, начинающим актрисам было страшновато, но ведь режиссер их напутствовал перед выходом: «Играем, как будто последний раз в жизни!». В итоге все прошло на «ура», зрители в зале аплодировали стоя. Кстати, две актрисы, на момент представления старшеклассницы, твердо решили получить в будущем театральное образование.

Не все и не всегда получалось сразу. Анатолий Григорьевич вспоминает работу над пьесой «Замарашка». В основе ее судьба молодых девчонок за колючей проволокой. Тонкая и порой изощренная психология героинь никак не давалась актрисам. По ходу сюжета был, например, такой момент, когда одна из зэчек чистит волосами другой осужденной свою обувь. Щербаков идет ва­банк и добивается посещения своими актрисами женской колонии в Вышнем Волочке. Разговор по душам с прототипами героинь помог. Работа пошла. На премьере, когда в финале главная героиня Замарашка погибает и уходит в темноту, в глубину сцены, зал замер. Гробовая тишина стояла минуту. Зритель не хотел поверить, что это конец. А потом фурор в зале. Наверное, это и называется будить, будоражить зрителя.  «Замарашка» получила гран­при на региональном фестивале народных театров. Впрочем, как и большинство других работ.

Так, например, безусловным лидером одного из фестивалей стала поставленная «Фрагментом» драма «Похоронок не было». Сразу три премии за дебют и две – за лучшую роль. Жюри тогда высоко оценило работу Юлии Брантовой, сыгравшей в пьесе главную роль – девушки Насти, которая, эвакуировавшись из Ленинграда, устроилась работать на почту. На войне убивают людей, и пошли в деревню, где живет Настя, похоронки. Но они не доходят до адресатов. Вместо них приходят письма, которые из сострадания сочиняет почтальон.

Внимательно изучив весь список работ режиссера, убеждаешься, что при постановке каждой из них требуется тонкое знание психологии. Похоже, ему просто неинтересно идти легкими путями. А одна из его фишек – если не ошеломить, то удивить зрителя, внеся в готовый сценарий что­то свое, заставляя публику в очередной раз задуматься над театральным действом. Некий эффект неожиданности. Снимались его подопечные и в кино. Например, в романтической комедии «Узник старой усадьбы», съемки которой проходили на территории  усадьбы Знаменское­-Раёк. Роль привидения, помогающего влюбленным, там сыграл Сергей Шнуров из группы «Ленинград».  А съемки велись столичной студией «Авторское независимое кино».

– Они нашли нас в… Интернете, – улыбается Щербаков. – Сначала руководство киносъемки обратилось в Тверь, где им подсказали, что есть такой молодежный театр в Торжке и что он является одним из лучших в области. Всю информацию о «Фрагменте» режиссер фильма почерпнула из Интернета, ну, а потом связалась с нами.

Слушая Анатолия Григорьевича, понимаешь, что, пожалуй, он счастливый человек, который прожил свою жизнь не зря. Щербаков, словно читая мои мысли, сказал, что у каждого человека своя судьба, просто каждому важно найти себя в жизни. Ему это удалось. Потом добавил, что во время Великой Отечественной войны здание, где размещался в Торжке профессиональный театр, было разрушено. А его окна выходили как раз на развалины, где на пепелище с соседними пацанами он и устраивал свои первые представления. Пожалуй, это и стало неким судьбоносным толчком на всю оставшуюся жизнь. И еще. Он гордится, что через «Фрагмент» прошли сотни новоторов, многие и сами теперь руководят детскими коллективами. А недавно, например, его воспитанница, юрист колледжа, уехавшая по распределению три года назад в Смоленск, навестила Торжок. И, как оказалось, она играет в Смоленском театре, забыв свою мечту о мундире. Впрочем, вырастить артиста – это, наверное, не главное, важнее открыть глаза человеку на прекрасное и удивительное вокруг нас. А подняться над обыденной суетой Андрей Щербаков помог многим.

Три вопроса Анатолию Щербакову:

– Главное для человека?

– Здоровье. Впрочем, не менее важно найти себя в жизни, увлеченность своим делом.

– А чего порой не хватает?

– Понимания. Когда вас понимают, то всегда идут навстречу.

– Мечта?

«Фрагмент» – единственный театр в Торжке, но нет своего здания, своей сцены.

Александр ХОХЛОВ

Фото Михаила ШМЕЛЁВА

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *