Что имеем и храним

В «лихие девяностые» наблюдался бум коллекционирования художественных произведений. Чем он был вызван, трудно сказать: то ли царящей неразберихой в стране, где ценности легко заменяли ценниками, возможно, резким обнищанием народа, в том числе его творческой элиты. А может быть, спасительной тягой к прекрасному по внезапно «доступной цене».

Как бы то ни было, во многих городах стали открываться частные галереи, а коллекционеры за небольшую мзду регулярно знакомили публику с фрагментами своих собраний. Помнится, и у нас в Твери было несколько таких галерей.

Со временем ажиотаж сошел на нет, и сегодня остались лишь собиратели­одиночки, которых можно перечесть по пальцам одной руки. И «большим пальцем» на этой руке, несомненно, будет Андрей Цуркан, потомственный коллекционер, который щедро делится с земляками своими сокровищами, выставляя их на всеобщее обозрение в музейно­выставочных залах Твери. Как правило, это происходит в июле, когда у Андрея Александровича  случается очередной день рождения. Так что он устраивает праздник не только зрителям, но и себе. Праздник, на который приходят его друзья­художники и все, кого художественное искусство Верхневолжья не оставляет равнодушным. 

Вот и в минувший понедельник в лекционном зале городского музейно­выставочного центра состоялось открытие выставки из его коллекции. На сей раз был представлен всего один экспонат – живописное полотно «Волжский пейзаж», созданное замечательным русским художником Трифоном Подрябинниковым (1887–1974). Это одно из последних приобретений в коллекцию Цуркана было презентовано в рамках выставочной акции «Раритет».

Картину «Волжский пейзаж» можно считать безусловной удачей для коллекционера. Произведениями Трифона Захаровича Подрябинникова владеют всего несколько музеев России, причем это можно сказать о его фарфоре и фаянсе. Живопись художника – вообще редкое явление, несмотря на то, что его первые живописные опыты относятся к 1910­м годам, и в течение всей своей жизни Подрябинников создавал портреты, пейзажи и натюрморты. Однако большую часть своей жизни художник посвятил фарфору и фаянсу и прославился, прежде всего, своими уникальными подглазурными росписями с использованием растворов солей. Он работал на многих крупнейших фарфорофаянсовых предприятиях страны, а с 1936 года – на Конаковском фаянсовом заводе имени. М. И. Калинина, где возглавлял художественную лабораторию.

Картина «Волжский пейзаж» наверняка стала украшением коллекции Андрея Цуркана, которая насчитывает несколько сотен произведений тверских художников в живописи, графике и скульптуре. Специалисты отмечают как достоинство широту взглядов Андрея Цуркана, в собрании которого представлен весь спектр жанров и стилей, от махрового соцреализма до радикальных экспериментов последнего времени.  

Профессионализм Андрея Цуркана как коллекционера заключается еще и в том, что он не только находится в курсе всех событий местной художественной жизни, что как раз вполне естественно, но и активно в ней участвует – по мере сил и имеющихся возможностей.

Он бескорыстно помогает местным мастерам в организации выставок, в издании альбомов и буклетов, информационных материалов, проведении презентаций и просто по­дружески их поддерживает. 

Художественное искусство Верхневолжья постсоветского времени, по многим объективным причинам, практически отсутствует в музейных фондах, и, видимо, в скором времени придется изучать его по собраниям частных коллекций. И здесь огромная заслуга принадлежит  таким коллекционерам, как Андрей Цуркан.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *