Кому – банька, кому – дворец

Все лето, вплоть до 31 августа, в Тверской областной картинной галерее будет функционировать выставка, представленная всего одним экспонатом. В рамках проекта «От Волги до Вислы» здесь выставлена картина «Парк в Лазенках. 1886» известного русского живописца, рисовальщика и акварелиста Константина Крыжицкого (1858–1911). Картина – из собрания ТОКГ.

На полотне изображен вид бывшей летней резиденции последнего короля Польши Станислава Августа Понятовского. В настоящее время – это крупнейший парк в Варшаве и один из красивейших дворцово­парковых комплексов в Европе. Парк получил название Лазенки («бани») из­за располагавшегося там купального павильона. Вокруг купальни были разбиты каштановые аллеи, посажены кусты роз, в прудах плавали лебеди. В 1764 году парк приобрел Станислав Август Понятовский, после своего избрания королем Польши. Вскоре здесь появился целый ряд строений: дворец на воде, ставший настоящей жемчужиной и свидетельствующий об утонченном вкусе короля.

Станислав Август страстно любил Лазенки. После отречения, живя в Петербурге, он живо интересовался ходом работ и на расстоянии, до конца своих дней, руководил делами, связанными с любимой резиденцией.
Возвращаясь к картине Константина Крыжицкого с изображением парка в Лазенках, мы видим, как органична связь художника с самой природой. Чередование разнообразных зрительных эффектов в парке, воспринимаемых в движении, подчиняется столь же сложным ритмическим закономерностям, как, например, музыка. Отсюда ощущается великолепное звучание парка, его поэзия.

Теперь немного о самом художнике. Он родился в дворянской семье, в Киеве. Окончил Киевское реальное училище, в 1878 г. поступил в Императорскую Академию художеств, где учился у М.К. Клодта. В 1884 г. получил звание классного художника и малую золотую медаль за картину «Дубы». В 1889 г. стал академиком живописи. Крыжицкий был инициатором и членом­учредителем Общества им. А.И. Куинджи, о чем писал: «Я отношусь с должным уважением к чужому труду и с большой осторожностью касаюсь чужой души, а кроме того, признаю право на существование и на должную роль в деле общей эволюции искусства каждого художника.

Исходя из этих соображений терпимости, я начал организовывать Общество им. Куинджи, надеясь объединить художников в одну дружественную семью, без различия партий и верований…».

Увы, столь благородному, сколь и наивному намерению не дано было сбыться. Реальная действительность оказалась куда суровее.

Не выдержав развязанной против него травли по несправедливому обвинению в плагиате, Константин Яковлевич окончил жизнь самоубийством 4 апреля 1911 года.  Тем не менее, его похоронили на Смоленском православном кладбище. Газета «Русское слово» писала: «Хорошо знавшие академика Крыжицкого так объясняют причину этого ужасного самоубийства. Крыжицкий был всегда человеком с нервно повышенной чувствительностью и резко выражающейся впечатлительностью. В последние дни его совсем измотала кампания, поднятая против него в журнально­художественных кругах».

Дело в том, что Крыжицкий выставил картину, оказавшуюся удивительно схожей по сюжету и деталям с ранее написанной картиной Бровара. Полотно изображало уголок Беловежской Пущи. Крыжицкого обвинили в плагиате. Нелепо было такому мастеру, как Крыжицкий, предъявлять подобное обвинение. 

 

И действительно оказалось, что Крыжицкий за 23 года до этого инцидента снял в Беловежской Пуще фотографию, которой он сам воспользовался. Фотография эта затем продавалась, и ею, вероятно, также воспользовался и Бровар.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *