Гуляй, да меру знай!

Некоторое время назад у меня состоялся разговор с одним из «друзей», который убежденно доказывал, что русские еще и тем плохи как нация, что даже отдыхать не умеют. Дескать, и нынче наш человек, если чувствует полную свободу от всякого контроля, теряет человеческий облик, и раньше гулянья в деревнях были по принципу: если никого в драке не убили – плохой праздник.

Мне трудно было его переубедить, тем более что большинство из наших сограждан, кто старше тридцати пяти – сорока, застал хоть немного еще живую деревенскую культуру, с деревенским тяжелым пьянством и страшными (что уж!) драками. Но если бы Россия всегда на праздники только пила и ломала друг другу кости, она бы точно закончилась еще десять веков назад.

На самом деле буйные и жестокие нравы (в том числе и в сфере досуга) – это продукт промышленного переворота второй половины XIX века. Фабрики отрывали крестьян от земли, от традиции. Буквально за двадцать­тридцать лет в России второй половины XIX века отвыкли одеваться традиционно и петь народные песни (их сменил так называемый «кабацкий» репертуар, хотя для нас песни того времени –  «Хуторок», «Из­за острова на стрежень», «Меж крутых бережков», «Коробейники» и др. – воспринимаются как «народные»). Пролетариат быстро огрубел нравственно, а там, к началу XX века, подоспели политические «агитаторы», довершившие трансформацию когда­то в массе своей очень целомудренной страны.

От раннего времени не так много этнографических свидетельств, хотя они есть, в том числе и тверские. Тверское высшее общество нам известно, как ни странно, хуже, поскольку о его повседневной жизни специально не писали. Исключение, пожалуй, А.Н. Островский. Вот он описывает гулянье на набережной Волги в 1856 году:

«Все лучшее тверское общество гуляло на набережной. Много красивых женских лиц, впрочем, половина подкрашены. Несколько дам катались в колясках. Офицера три ездили верхом на хороших лошадях, только плохо; двое пьяных офицеров катались в пролетке, непростительно качаясь в разные стороны. Барышни­купчихи одеты по моде, большей частью в бархатных бурнусах, маменьки их в темных салопах и темных платьях и в ярко­розовых платках на голове, заколотых стразовыми булавками…».

Теперь обычные горожане. Здесь у нас есть очень внимательный и надежный свидетель – Устин Михайлович Малеин, сын церковного причетника, позже небогатый чиновник. Вот его описание молодежного досуга в городской среде 1840­х годов:

«Мы уже считали себя возрастными (большими семинаристами), носили сюртуки и брюки навыпуск… и ходили на вечеринки. Весь расход на вечеринки состоял в покупке одной сальной свечки в 3 коп. Вечеринки устраивались девицами в будние дни с прялками, а в воскресенье и праздничные дни без прялок. Когда назначались вечеринки без прялок, то составлялся хоровод и пели хороводные песни…».

Хоровод в городе! Но, мало того, состав песен (Малеин приводит их несколько) поражает какой­то трогательностью и целомудрием. Одна, на тот момент «наимоднейшая», кажется, и поныне может тронуть чьи­то чувства:

Как во новой во конторе

Сидел писарь молодой,

В коричневом сюртучке,

Держал перышко в руке.

Вдруг контора

отворилась,

Мила девица явилась,

Среди зала становилась.

К столику подошла,

Лист бумаги подала,

Из конторы вон пошла.

Бросил писарь перья

и бумаги

И все присутственны

дела:

Мне та девица мила,

Котора здесь была,

Лист бумаги подала.

А вот и описание кавалера (это как раз обычный обыватель, но наряженный по случаю гулянья франтом). Такую песню могли петь как величание.

Улица, ты, улица

широкая моя,

Травушка­муравушка

зелененькая!

Вдоль по улице молодчик

идет,

По широкой удаленькой,

Собой белый,

кудреватенький.

Сюртучок на нем

коричнева сукна,

Шапочка бархатная,

А околышек черного

соболя…

Свидетельство Малеина уникально еще тем, что он почти единственный, кто описывает гулянья в городе (тогда они проводились не в городском саду, Боже упаси, там было место для «чистой» публики!), а на Разгуляе, близ нынешнего Дворца творчества детей и молодежи, на лугу. До второй половины XIX века танцы были традиционные, «русские», но с середины века вошла в моду «французская кадриль». Вот под такую песню:

Чижичек, чижичек,

маленький воробушек!

Где ты, чижик, был?

На канавке воду пил.

Выпил рюмку, выпил две,

Зашумело в голове…

Ты, девица, подь сюда,

Милая, поди сюда,

Я вас очень люблю

и за ручку веду,

В собраньице приведу.

Гармошек, кстати, еще не было. Как и балалаек. Два этих «народных» инструмента вошли в моду лишь во второй половине XIX века. Зато были гитара, домра, а также непременные дудочка и рожок, изображенные на бесчисленном множестве лубков и росписей прялок.

Конечно, ценилось умение петь. Мы видели, как богат был песенный репертуар даже в городской (и чиновничьей!) среде. В крестьянской среде, особенно вдали от крупных промышленных центров, он был еще больше.

Гулянья в городах отличались большей свободой, были менее регламентированными и на них в первую очередь появлялись новинки – в модах, песнях, музыкальных инструментах.

И, наконец, относительно «излишеств» любого гулянья – драк и попоек. Разумеется, без них не обходилось, но они не были в правилах. Как правило, чем ближе к большим дорогам, трактирам, постоялым дворам, а значит, к легким деньгам стояло поселение, тем злее в нем бывал народ, тем чаще случались нежелательные последствия народного отдыха.

Город здесь был, естественно, в лидерах. «В Твери грабят», – доверительно сказал Островскому при встрече губернатор Бакунин (заставший другие, «тихие» времена), хотя ничего подобного сам писатель не заметил. «Без порток, а чай два раза в день пьют», – говорили о горожанах более степенные жители отдаленных деревень (хотя чего осудительного видели в чае, непонятно, скорее – склонность к безделью, которая развивается от неумеренного чаепития).

Одним словом, не бездельничайте, дорогие соотечественники. Изучайте историю. И гордитесь своей землей!

Павел ИВАНОВ

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *