Сходишь с поезда в южном Ставрополе и напротив вокзала первым делом встречаешь «Краевой казачий центр». Едешь по городу, и прямо в центре, по проспекту Карла Маркса, скачут на лошадях в нарядной форме казаки. Удивляешься. В Тверской области, конечно, казачье движение не так заметно и колоритно вписывается в повседневную жизнь. Но оно есть.
В администрации Михайловского сельского поселения местный глава Леонид Костин управляет делами насущными. Кабинет, в котором решаются проблемы села, убранством намекает на необычную жизнь главы: иконы, булава, фотографии с казачьих сборов. Леонид Костин возглавляет Тверское представительство Всевеликого войска Донского с момента его основания – с 2005 года. Атаман рассказывает:
– Мы пошли путем традиционного казачества, без «новоделов». Чтим строгое соблюдение исконных традиций и обычаев. В своей среде мы придерживаемся определенного уклада жизни, показывая пример детям. Мы живем своей тихой жизнью. При этом, безусловно, служим государству. Мы не являемся какойто самостоятельной оппозиционной силой, а встроены в систему государства, наша деятельность направлена на его сохранение и укрепление.
Внезапно появляющиеся «новодельные» организации Костин позором клеймить не спешит:
– Поймите, если парень вошел в состав какойлибо организации и пошел в церковь… Это же хорошо в любом случае, это многое меняет в его жизни.
Сегодня в войске Донском числится 14 станиц и порядка 700 человек (неофициальные данные). Есть еще приписные – те, кто проходит своеобразный испытательный срок, кандидаты в казаки.
Конкретные дела организации – не только слеты и тематические патриотические собрания. На территории Михайловского сельского поселения действуют народная казачья дружина и добровольная пожарная команда. Правоохранительные органы не устают благодарить обе организации. Другие дела – восстановление и охрана православных обителей, возвращение в лоно церкви заброшенных храмов.
Зрелость без скупости, старость без дряхлости
«Казаки есть только на юге, остальные – ряженые!» – многие на казачью тему реагируют именно так. Леонид Костин спокойно объясняет:
– Благодаря казакам к России были присоединены Сибирь и Дальний Восток. А после войны 1812 года многие донские казаки, оказавшиеся на территории Центральной России, остались здесь жить.
Восстановление казачества в России пережило две волны всплеска. В начале 1990х годов был издан указ о реабилитации казачества, а в конце 2000х – закон о государственной службе российского казачества. Закон не стал механизмом в жизни казачьего сообщества, но обратил на движение новое внимание.
В Тверском регионе казачество расцвело в 1991–1993 годах с появлением землячеств. Глава Михайловского поселения рассказывает:
– В области много следов пребывания казаков. Деревня Станичная и другие хуторские названия говорят сами за себя. Казачьи подразделения формировались в Старицком районе, Твери.
Мало кто знает, но на территории нынешней Военной академии ВКО находилось первое в России кавалерийское училище. В начале прошлого века его возглавлял начальник штаба войска Донского.
Сегодня в Тверской области в региональный Союз казачеств входят три основных организации: Тверское окружное казачье общество войскового казачьего общества «Центральное казачье войско» (ТОКО ВКО ЦКВ), Тверское представительство Всевеликого войска Донского и Тверской союз казаков России.
Лидер центральной организации, Тверского окружного казачьего общества, Вячеслав Дурасов – атаман боевой. Казачий полковник не раз бывал в горячих точках:
– Первый раз с казаками встретился в Приднестровье во время службы. Слышу: по броне танка пули рикошетят. Оказалось, вместо мотострелков бегут казаки – с шашками, автоматами. Второй раз – в Чечне, когда мы попали в окружение. Нужно было прорвать кольцо и выйти, но применять огонь было нельзя. Тогда на помощь пришли терские казаки – открыли нам коридор для выхода из засады.
Казаки окружного общества строят храм и воспитывают кадетский класс, активно работая с общественной организацией «Тверской Спас» (основана в 1997 году). На днях в Твери открыли пункт сбора гуманитарной помощи Луганской и Донецкой народным республикам. Поучаствовать в судьбе братского народа может каждый желающий. Любую помощь примут в Твери на улице Коминтерна, 71.
Свою позицию лидер «Тверского Спаса» казак Андрей Васильев объясняет так:
– Кажется, сто лет назад были совсем другие казаки, другая история. Но это не так. Люди такие же, просто к ним подругому относилось государство. Тогда и понятия такого не было: ряженый. Если человек надевал форму, он брал на себя обязательства, ведь казак – это внутреннее состояние, мировоззрение. Мое отношение ко всему происходящему сегодня – вот в этих четырех строках, – Андрей кивает на стену. На плакате над улыбающимися детьми растянулось четверостишие: «Детство без скуки,/ Юность без глупости,/ Зрелость без скупости,/ Старость без дряхлости». Это девиз «Тверского Спаса».
Национальность: казак
Со стороны тверское казачество выглядит немного разрозненным, кажется, между обществами нет полного понимания. Но работу в своих группах казаки ведут активно и по основным вопросам их мнения сходятся.
На сегодняшний день казачество не имеет юридических оснований для ведения самостоятельной деятельности. Основа для общественных работ есть у правоохранительных органов, казачество же составляет активную «мышечную» силу для содействия. В СМИ вовсю обсуждается проект о повышении статуса дружинника. Казаки предложение в целом поддерживают, но есть одно «но». Леонид Костин выражает общую позицию и приводит убедительную статистику:
– Можно создать добровольные народные дружины и включить туда казачество. А можно пойти от обратного: поставить в основу формирования дружин казачество. Большая разница. У нас в поселении казаки с полицией проводили рейды. Результатом стало снижение числа административных правонарушений на шестьдесят процентов за первый месяц работы.
Понятно, что вопрос предстоит обсуждать с органами местной власти, от позиции которой будет зависеть его решение. Закон также предписывает определенные гарантии и компенсации добровольным дружинам. Казаки окружного общества и войска Донского вновь солидарны:
– Почемуто считается, что казак – бесплатная рабочая сила. Должны охранять общественный порядок – при том, что не компенсируются даже издержки на проезд и связь. Но как тогда жить, как семьи кормить?
Руководитель военнопатриотического клуба «Память», товарищ осташковского атамана, подъесаул и районный депутат в одном лице Алексей Шевчук раздает кашу на Волжском крестном ходе. Вспоминает свою историю:
– Восемь лет назад у меня был свой мотоклуб. На одно из открытий сезона мы решили выехать в военной форме. Оказалось, что немецкой формы очень много, а советскую гимнастерку не сыскать днем с огнем. Чтото щелкнуло в голове и сердце в тот момент. Мотоклуб потом был распущен, а я создал военнопатриотический клуб «Память». В первый год к памятнику партизанам в Осташкове на почетный караул я вывел четырех человек, в этом году – шестьдесят человек в форме воинов Великой Отечественной войны.
Сегодня казак воспитывает четвертое поколение ребят. В этом году клуб уже провел 33 мероприятия – получается, практически еженедельно.
Настоящим казакам трудно не симпатизировать, а видеть в каждом подвох не стоит. Аккумулируя уклад и традиции жизни многовекового опыта, новые казаки решают вполне современные проблемы: строят и восстанавливают храмы, помогают полиции, воспитывают молодежь.
– По духу казачество – национальность, – считает Леонид Костин. – Это самостоятельное объединение со своими традициями и обычаями. Я и моя семья при переписи населения так и написали в графе «национальность»: казак.
Наталья КАПРАЛОВА
Фото Юрия Сурина
Добавить комментарий