Война, которая не кончается, – это война, оставшаяся в памяти. Потерянные поколения с разрушенными душами. Кажется, со времен Ремарка эти поколения не кончаются, но сменяются одно другим. Война, как сила, разрушающая личность, не имеет соперников, но она же, как ничто другое, делает человека внутренне несгибаемым и милосердным. «Возмездие» Джонатана Теплицки, отодвигая войну в прошлое, усиливает ее в настоящем.
Эта пронзительная история, которая имела место быть на самом деле, рассказывает о жизни Эрика Ломакса – британского офицера, схваченного японцами в Сингапуре, прошедшего все ужасы рабства и пыток. Кошмар войны для Ломакса и его сослуживцев – это кошмар, который не кончается даже в мирной жизни. И этот кошмар для Ломакса имеет конкретные очертания и имя. Японский переводчик и темная комната для пыток настигают героя в снах и не дают жить сегодняшним днем. Ломакс всю жизнь ждал возмездия. И, кажется, дождался.
Фильм, основанный на реальной истории британского офицера и его мучителя, пронизывает насквозь. История сентиментальная, сюжетно вполне привычная, но подкупающая искренностью и концентрацией внутреннего напряжения. Тандем талантливейших Джереми Ирвина и Николь Кидман, способных передать непередаваемое, держит крепче, чем военные флешбеки.
В таких фильмах крупные планы берут на себя роль эмоционального катализатора. И, кажется, это позволяет понастоящему разглядеть трагедию человека – буквально в его глазах.
Масштабная военная панорама все чаще дробится на маленькие кусочки, потому что понятно: охватить даже дюжиной камер и бесконечными спецэффектами эту махину нельзя. Война в кино имеет ярко выраженный характер неустойчивости, так как, отдавая фактурный материал своей истории режиссеру, она сама ускользает сквозь пальцы, превращаясь или в эпопею огненного противостояния без людей, или в комикс. «Поймать» войну, чтобы зритель своей кожей ощутил ее присутствие, – это удача. В «Возмездии» практически нет войны окопной (хоть история реальная, не позволяющая упрекнуть сценариста в недоработке сюжета), зато отлично показана война внутренняя. И она становится в фильме главной. Если человек способен быть максимально жестоким по отношению к другим, может ли он быть таким же жестоким по отношению к себе или максимально милосердным к ближнему? Человеческие личностные ценности, как показывают примеры многих, в войну не сгорают.
Этот фильм стоит смотреть не ради очень интересной истории строительства «Дороги смерти» – ТайскоБирманской железной дороги, но ради разрешения той эмоциональной разрядки, спуска курка, который требуется человеку, прожившему десятки лет во внутреннем напряжении. Какое он уготовил возмездие своему мучителю?
Человеческие судьбы лучше всего показываются через вскрытие глубинных чувств. Это хорошо бы знать нашим отечественным режиссерам, снимающим «холсты про войну». «Возмездие» – это очень небольшой проект, не амбициозный, имеющий лишь грозное название, но при этом в нем есть нечто бесконечно важное, что неизменно теряется даже в обычной жизни, не говоря о военном времени.
Человечность. Она – как поплавок, который, утащи ее в глубину, обязательно вырвется на поверхность.
Добавить комментарий