Высокие скорости, качество и долговечность

Свой новый информационно­рекламный проект «Сделано в Верхневолжье!» областная газета «Тверские ведомости» начинает с определенной целью: показать достоинства продукции, выпускаемой на предприятиях Тверской области. Отраслевая палитра предприятий нашего верхневолжского региона широка, ассортимент разнообразен. Товары с тверской маркой идут не только на российский рынок, но и на экспорт  –  в десятки стран СНГ и дальнего зарубежья. Но достоинства продукции  предприятий нашей области до конца не оценены и нуждаются в большей публичности. К этой благородной миссии подключается и наш новый проект.

Будет правильно открыть серию материалов под рубрикой «Сделано в Верхневолжье!»  публикацией о Тверском вагоностроительном заводе (ТВЗ). Выбор понятен. Сегодня ОАО «ТВЗ» (входит в «Трансмашхолдинг») – крупнейшее промышленное предприятие Тверской области, на котором занято свыше 7 тысяч человек. Завод, несмотря на  перманентное изменение ситуации на рынке железнодорожных транспортных средств, остается флагманом российского вагоностроения.

 

Портфель заказов стал скромнее

Оценка высочайшего уровня  организации зимних Олимпийских игр в Сочи широко известна. Тверские вагоностроители внесли свой вклад в транспортное обслуживание белой Олимпиады: еще до открытия Игр из Москвы в Адлер и обратно начали курсировать двухэтажные пассажирские вагоны с маркой ОАО «ТВЗ». Московский метрополитен также использует вагоны метро, изготовленные на Тверском вагоностроительном заводе. Несмотря на гримасы уже упомянутого рынка, тверское предприятие – по­прежнему  основной поставщик нового подвижного состава для российских железных дорог. Хотя  главный заказчик – ОАО «Федеральная пассажирская компания» (ФПК) – сократил объем заказов в нынешнем году. Как отмечал на февральском брифинге генеральный директор завода Андрей Соловей, согласно заключенным на тот момент контрактам, в 2014 году ОАО «ТВЗ» получил заказ на поставку  на российские железные дороги 213 вагонов, что в разы меньше объема поставок двух предыдущих лет. Мощности же предприятия позволяют производить 1200 вагонов в год.

Снижение объема закупок новых вагонов со стороны ФПК, которая ежегодно выводит из эксплуатации свыше тысячи крайне изношенных пассажирских вагонов, обусловлено тем, что в связи с изменением системы субсидирования пассажирских перевозок в регулируемом сегменте со стороны государства компания не располагает достаточными средствами для обновления подвижного состава.

Основной заказ (на сегодняшний день он составляет 393 вагона) завод успешно выполняет. В марте и апреле по графику осуществлялись поставки железнодорожного подвижного состава филиалам ОАО «ФПК». Кроме того,  заказчику переданы вагоны габарита RIC, предназначенные для эксплуатации как на российских, так и на европейских железных дорогах.

 

Два этажа комфорта

В апреле изготовлен кузов первого опытного образца двухэтажного вагона для межобластного сообщения. Вагон модели 61­4492 – новый продукт, являющийся логичным продолжением линейки двухэтажного подвижного состава, создаваемого на ТВЗ.

Двухэтажный вагон с креслами для сидения со­здается на основе вагонов, построенных на Тверском вагоностроительном заводе в 2013 году, но существенно отличается от них как внешним видом, так и интерьерами. Среди самых очевидных отличий – изменение формы боковой стены и появление на ней радиусных окон, благодаря чему вагон приобретает более обтекаемую форму и выглядит привлекательнее и современнее.

Вагоны модели 61­4492 разработаны в двух исполнениях. В вагоне бизнес­класса предусмотрено 58 кресел для сидения и VIP­купе с удобным диваном. Вагон эконом­класса рассчитан на комфортное размещение 104 пассажиров.

– С учетом столь высокой «населенности», одной из самых важных задач при проектировании нового вагона оказалось удержание его веса в допустимых пределах, – отмечает заместитель главного конструктора Николай Сиротов. – Этого удалось добиться, применяя в интерьере вагона новые материалы – более легкие и современные. При создании вагона применено множество новых комплектующих, в том числе и европейского производства. Одновременно с использованием европейских комплектующих мы работаем над созданием их отечественных аналогов.

Оригинальный дизайн интерьеров нового вагона создан в сотрудничестве с ведущей в области промышленного и транспортного дизайна итальянской компанией «ItalDesign Giugiaro». Он удачно сочетает в себе соответствие жестким российским требованиям к безопасности и европейский подход к комфорту.

До конца года предстоит собрать вагон, провести весь цикл испытаний, получить сертификаты соответствия и приступить к производству новой продукции.

 

Переключение на «багажный» сегмент

Недавно в ОАО «Российские железные дороги» утверждено техническое задание на разработку конструкции новых багажных вагонов моделей 61­4501 и 61­4502. Их разработка уже ведется в Тверском институте вагоностроения совместно со специалистами конструкторского бюро Тверского вагоностроительного завода. Новые багажные вагоны создаются на базовой платформе, используемой ТВЗ  с 2008 года. Кузова вагонов будут плоскогофрированными с использованием нержавеющей стали. Багажные вагоны смогут эксплуатироваться при скоростях до 160 километров в час, что позволит использовать их без ограничений в составе как пассажирских, так и скорых поездов. В новых вагонах можно будет перевозить и привычный грузобагаж,  и легковые автомобили (восемь машин класса D – бизнес­седанов или их аналогов – в  одном вагоне). Вагоны для перевозки автомобилей будут оборудованы торцевыми дверями, устройствами для крепления машин внутри вагона. Располагаться автомобили будут в два яруса. Причем рампа для второго яруса предусматривается трансформируемой – опускной или откидной. Выпуск новых багажных вагонов может начаться уже в конце  нынешнего года, что позволит полнее загрузить производственные мощности предприятия.

 

Новые адреса поставок

С учетом сужения запросов традиционного заказчика – ОАО «ФПК» – завод активно работает над расширением круга потребителей и увеличением поставок вагонов на коммерческий рынок, в том числе и на экспорт, в частности в Казахстан и Белоруссию. Недавно определился еще один адрес поставок – Монголия. Заказчиком от этой страны выступает акционерное общество «Улан­Баторская железная дорога». Новому заказчику будет передано 15 вагонов, в их числе 12 купейных, два спальных и один штабной. Вагоны создаются на основе базовых моделей 61­4440 и 61­4445 и рассчитаны на движение со скоростью до 160 километров в час. Кузова изготовляются из коррозионностойких сталей, что обеспечивает срок эксплуатации вагонов до 40 лет. Салоны оснащаются системами кондиционирования воздуха, видео­ и аудиотрансляции, экологически чистыми туалетными комплексами. Монгольский заказ будет выполнен во втором квартале и до конца первого полугодия отправлен по назначению.

 

На европейские стандарты

В условиях ужесточающейся конкуренции на отечественном и мировом рынках завод стремится подстроиться под высокие требования по качеству выпускаемых вагонов. Важным шагом в этом направлении стало внедрение стандарта IRIS. Этот стандарт разработан по инициативе Европейского союза железнодорожной промышленности (UNIFE) при поддержке основных производителей­поставщиков международного рынка железнодорожной техники. Его разработка обусловлена тем, что общепринятые стандарты качества, в том числе и ISO 9001, не учитывают особенностей процессов, характерных только для железнодорожной отрасли. Стандарт IRIS призван ликвидировать это несоответствие. В настоящее время над внедрением стандарта IRIS работают все предприятия «Трансмашхолдинга» – крупнейшего поставщика железнодорожной техники. Сертификацию прошли  четыре,  в их числе и Тверской вагоностроительный завод. На ТВЗ  адаптация существующей системы менеджмента качества к требованиям стандарта IRIS ведется с июля 2013 года. Эффективность этой работы была проверена в ходе комплексного аудита, проведенного с участием экспертов российского отделения немецкого холдинга по сертификации DQS­UL (ООО ССУ «ДЭКЭУС»). В течение четырех дней эксперты детально знакомились с производством, документацией, оценивая все процессы на соответствие стандарту IRIS. По результатам аудита на ТВЗ уровень зрелости системы менеджмента бизнеса по стандарту IRIS составил 61 процент, что, как отметили эксперты, является одним из лучших показателей среди предприятий отрасли.

– Я провел около 40 аудитов по сертификации предприятий, работающих в железнодорожной сфере, и Тверской вагоностроительный завод оказался одним из лучших, – отметил Михаил Залунаев, генеральный директор ООО ССУ «ДЭКЭУС». – Нас впечатлили высокий уровень культуры и организация производства, внедрение современных методов, чистота и порядок в структурных подразделениях.

Аудитор из Чехии Яро­слав Мали особо выделил чистоту и организацию производства выпускаемой продукции, заметив, что международный стандарт IRIS призван не только укрепить, но и повысить этот показатель. По словам директора по качеству ОАО «ТВЗ» Романа Платонова, успешная сертификация внедрения стандарта менеджмента бизнеса IRIS имеет ключевое значения для вагоностроительного завода, поскольку ОАО «РЖД» заявило, что с 2015 года предпочтения в закупке продукции будут отдаваться предприятиям, работающим по стандарту IRIS.

Тверской вагоностроительный завод готов к этим требованиям и к переходу на новый уровень менеджмента качества. Что позволит ему укрепить свои позиции на  рынке железнодорожной техники.

Николай ЕМЕЛЬЯНОВ

Фото пресс-­службы завода

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *