Форум состоялся на минувшей неделе. Мероприятие по задумке очень хорошее: учителя и преподаватели вузов, работники сферы культуры, а также представители молодежи получили возможность обсудить проблемы патриотического воспитания. За этим затертым уже выражением на самом деле стоят вполне конкретные и осязаемые проблемы.
Школьная учительница моей супруги (филологлингвист), работающая уже не один год в Германии, выложила на днях в соцсети странички немецкого учебника для начальных классов. Мы привыкли, что «там» все хорошо, а уж учебники – недосягаемые образцы для нас. И что же? Средний немецкий первоклассник получает нынче примерно такие «идентификационные образцы» (фото сверстников с подписями):
«Я Фриц, я дружу с Морицом. Я прихожу к нему в гости. Я люблю кататься в его инвалидной коляске.
Я Эрика, моя мама приехала из Сингапура, ее друг работает водителем автобуса.
Я Мурад. Я умею говорить не только понемецки, но и потурецки. Мои родители – турки, но мы живем в Германии».
И так далее, угадайте, в какой еще «семье» обитал несчастный немецкий ребенок (и совсем не «Мурад»). Добро пожаловать в «новый мир». Даже совершенно не патриотически к России настроенные комментаторы примолкли…
Мой ребенок учится в первом классе в городе Твери. Как каждый уважающий себя родитель, я еще в начале года прочитал его учебники (особенно те, которые претендуют на общее развитие в гуманитарной сфере). Начитавшись и наслушавшись ужастиков о современном образовании, я морально был готов увидеть многое. Но… ничего кошмарного не увидел.
Конечно, существует не один комплект учебников, и я подозреваю, что гдето дело обстоит не очень благополучно, но в нашем случае – и «Литературное чтение», и «Окружающий мир», и даже учебники русского языка, математики очень и очень неплохи для традиционного развития ребенка. Темы Родины большой и родины малой, почитания родителей, уважения к семье раскрыты – и не по разу. Многие задания построены так, что без участия родителей их сделать невозможно, но это – хорошо (совместное занятие с ребенком). Скажем, предложено нарисовать любимую игрушку папы и мамы, когда они были маленькие. И – подумать, куда и кому ты отдашь свои детские игрушки, когда подрастешь. Это не так неважно и несущественно. Из подобных заданий складывается нормально ориентированный в своей культуре, ее культурных кодах гражданин, который и должен, по идее, стать опорой нашего государства. И чем раньше это закладывается, тем лучше.
Вывод, который совершенно естественно следует из оценки начальной школы: у нас неплохие учебники. Можно спорить, каким должен быть единый учебник по истории, что делать со школьным выпускным сочинением, какой объем знаний о религии и в каких классах должен быть в школе. Но в целом тенденция в образовании у нас наметилась хорошая.
Войну выигрывает школьный учитель. Любую. «Горячую», «холодную», «информационную». Я бы не хотел никакой. Но, коль скоро война на уровне СМИ и соцсетей фактически уже идет, я могу лишь сделать то, что в силах сделать для поддержки наших учителей и нашего образования. И вам, друзья, желаю того же.
Павел ИВАНОВ, «Тверские ведомости» pavelivanov2007@mail.ru
Добавить комментарий