В музее М.Е. Салтыкова-Щедрина открылась персональная выставка художникаславяниста Александра Угланова, который посвятил практически все свое творчество древнейшей и почти позабытой истории Руси.
Его картины приглашают нас в далекое языческое прошлое, когда вполне реально можно было увидеть на окраине своего города или деревни самое настоящее капище или славянских волхвов. К сожалению, мы очень мало знаем о дохристианской жизни наших предков. Прикоснуться к истокам происхождения славянской цивилизации, безусловно, поможет эта посвоему уникальная выставка.
На ней представлены две серии работ художника: «Берегини Святой Руси» и картины, написанные для книги писателя Сергея Алексеева «Сказки для детей и взрослых от 6 до 60. Как все начиналось».
Александр Угланов родом из Твери. Выпускник художественного училища имени А.Г. Венецианова, где познакомился со своим единомышленником Всеволодом Ивановым. За долгие годы их связала творческая дружба. Тематически их картины схожи – это славянские и языческие мифы.
Угланов участвовал в местных, зональных и зарубежных выставках. Часть его работ находится в частных коллекциях в разных странах мира: Польше, Греции, Франции, Канаде, Германии.
Александра Угланова еще называют художникомсказочником. И действительно, по мановению его волшебной кисти на холсте просыпаются забытые легенды глубокой старины – исчезнувшая Атлантида, загадочная Гиперборея, славянская Русь.
Откуда художник черпает вдохновение, какими путямитропками приходят к нему эти фантасмагорические сюжеты? Сам Угланов затрудняется ответить на этот вопрос, поскольку объяснить творческую природу искусства по силам разве что Провидению. Тем не менее, он предполагает, что образы его будущих работ возникают по велению некой родовой генетической памяти.
«Можно прочитать множество книг, а найти идею будущей картины всего лишь в одной строке. Или – скажет человек одно только слово – и этого достаточно, чтобы возник сюжет. Увидишь вдруг на улице дерево, и его надломленная ветка может стать толчком для создания композиции, которую так долго обдумывал. Я отталкиваюсь не от общего, а от деталей. Художнику достаточно быть птицей и смотреть на всё (и на историю в частности) сверху. Сверху деталей не видно, а образы проступают явно. Онито и становятся сюжетами».
Любопытно, что профессиональный художник Александр Угланов воспринимает живопись по такому любительскому оценочному принципу, как «понравилось – не понравилось». Он убежден, что первое впечатление самое верное: пришел, увидел – и твое! Или не твое.
«Художники – люди в этом плане испорченные, живопись – их профессия, они оценивают картины совсем подругому: композиция, цвет, техника. Если же смотреть на живопись с точки зрения эмоции, то тут всё субъективно: комуто «Черный квадрат» Малевича нравится, но это всё подложка текстовой философии, простой человек подойдет к «квадрату» и ничего не поймет, подобные картины – для определенного круга людей. А для меня оценка – это ощущение, хорошее или плохое. По сути, техника совсем не важна».
Не станем углубляться в теоретические рассуждения, а последуем совету замечательного художникасказочника Александра Угланова и будем воспринимать его волшебные картины душой и сердцем. К слову, картины, по оценкам специалистов, безупречные с точки зрения живописной техники.
Добавить комментарий