Сегодня праздник у цыган…

В этой квартире казалось, что народу бесчисленное количество: кто­то приходил, проходил в комнату, выходил, танцевали дети, где­то играла гитара и громко смеялись. 8 апреля, Международный день цыган, мы встретили в большой семье, известной в Твери как цыганский коллектив «Эсмеральда».

В комнате танцует трехлетняя Злата, глава семейства Александр надевает цыганские наряды для съемки, а на кухне скромно сидит Василий Васильев с супругой Мариной. Знаменитый Яшка­цыган шутит: «Я сегодня не цыган, я сегодня еврей».

Решаем сначала фотографироваться на улице, а потом поговорить на всевозможные цыганские темы. Александр пританцовывает в комнате «венгерку», говорит: «Соседи привыкли».

Короткая прогулка по большой оживленной улице и гудки водителей навстречу. Сегодня праздник у цыган… Дома все рассаживаются на диваны, блестят серьгами и улыбками.

День цыган в Твери отмечают скромно, чаще «Эсмеральда» с друзьями выезжает на фестивали в этот день в другие города. Цыганской диаспоры в Твери нет, хотя цыган много. Объединить их сложно, потому что все они очень разные.

Начнем с того, что «Эсмеральда» и ее окружение – это цыгане русские. Они не живут в таборе, и жизнь у них точно такая же, как у всех, только веселее. Зато отношение ко всем мифам и недостаткам других цыганских каст русские ромалы испытывают и на себе.

– Говорят, что мы воруем детей, – говорит Есения. – Это миф. У нас своих куча, не знаем, куда деть.

Свои – это белокурая неугомонная Злата, средняя Патрина (с цыганского – картина) и старший Тамирлан, скрипач и дзюдоист.

– Это имя не цыганское, но сын родился в восемь месяцев, а мальчики не выживают в таких случаях, – рассказывает Александр. – Чтобы выжил, мы его назвали сильным именем. Только он не Тамерлан – завоеватель, он Тамирлан, потому что мирный.

Для цыган иметь большую семью – это нормально, хотя и они сегодня живут в современном мире и им экономически тяжело. «Отец семейства» Василий Фёдорович рос в семье с семью братьями и сестрой.

Превратившись на минутку из еврея обратно в цыгана, Василий Фёдорович рассказывает о своем детстве. Он настоящий таборный цыган, родившийся «у третьей березы слева».

– Отец ушел на фронт из табора. В войну был командиром эскадрона, на лошади с шашкой на танки бросался, получил двенадцать пулевых ранений, дошел до Берлина. Вернулся с войны и три года еще искал свой табор. И нашел. Пришел домой весь в орденах и медалях, которые цыганята на сувениры разобрали, на этом его слава и закончилась.

Василий Фёдорович и его супруга Марина – профессиональные артисты (Марина уже в третьем поколении), их дети Есения и Кристина продолжают традиции.

Традиции – это то, что цыгане берегут изо всех сил. Эти традиции не только в песнях и танцах, но в отношении друг к другу.

– У цыган до сих пор очень силен патриархат. Мужчина в семье глава, и даже если женщина умнее, она не показывает этого, – рассказывает Кристина, называя с улыбкой соблазнами то, что так незаметно уводит в сторону от своих корней. Живут-то ромалы вместе со всеми.

А танцы и песни – это то, без чего цыган представить нельзя.

– Есть кушать – поём, нет кушать – поём, – говорит Александр.

«Эсмеральда», выступая на бесчисленных свадьбах и корпоративах, несет не только радость людям (ну что за свадьба без цыган!), но и миссию по развенчиванию предрассудков.

– Я выхожу на сцену и спрашиваю: «Чего такие напряженные»? – говорит Есения. – «Расслабьтесь, я по пятницам не ворую». Я никогда ничего не крала, и после смерти смогу быть спокойна. У нас самих два раза машину обворовывали. Или общаешься с людьми на корпоративах, а они тебе: «Вы на цыган не похожи – такие интеллигентные». У них, конечно, образ цыгана – безграмотный воришка.

Над этим можно шутить, и они шутят, но часто в жизни эти стереотипы становятся проблемами. Кристина, имея высшее образование, при поиске работы сталкивалась с вопросами о национальности.

– Я им отвечала, хотя понимала, что это никак не связано с моими личностными и профессиональными качествами, однако работать в этой компании уже не хотелось.

При этом русские цыгане очень любят Россию. Они крайне патриотичны, называют русских «старшим братом» и, наверное, в силу своего дружелюбия, на старшего брата не обижаются.

И все равно цыганский коллектив никогда не останется без копеечки.

– В былые времена самыми прибыльными артистами были цыганские ансамбли и лилипуты, – рассказывает Марина, которая с мужем объездила бесчисленное число городов и филармоний в них. – Мы с лилипутами всегда в гостиницах рядом жили, в карты играли.

Сегодня «Эсмеральда» нарасхват. Ее хотят видеть на своих праздниках снова и снова, потому что «зажечь» так, как «зажигают» цыгане, не может никто. Но дело даже не в том, что «родину надо веселить». «Эсмеральда» поет старинные цыганские песни, романсы, она танцует аутентичные танцы, она не декорация праздника, но вот такая большая живая традиция.

Мы пробыли в гостях долго. Нам рассказывали цыганские анекдоты и поили чаем. За это время ни разу не предложили погадать, зато делали все, чтобы нам было интересно. Но главное – лишний раз подчеркнули двумя чертами мысль, что нельзя судить обо всех по кому-то одному.

 

А прощаясь, нам желали счастья. Не пророчили, а просто желали, как могут желать люди с большой и открытой душой, которые коня на золото не меняют.

Александр ДЫЛЕВСКИЙ

Фото Юрия СУРИНА и из архива «Эсмеральды»

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *