В федеральный закон о судебных приставах внесены изменения

Президентом Российской Федерации 12.03.2014 подписан Федеральный закон № 34-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О судебных приставах» и Федеральный закон «Об исполнительном производстве» (далее — Федеральный закон),     положения   которого   направлены   наповышение  эффективности деятельности Федеральной службы судебных приставов.

В Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее — Закон о судебных приставах) внесены следующие изменения.

Федеральным законом введена новая редакция присяги судебного пристава, соблюдение которой является неотъемлемой частью служебной дисциплины. Порядок приведения к присяге судебного пристава устанавливается главным судебным приставом Российской Федерации.

Главный судебный пристав Российской Федерации наделается
дополнительными полномочиями: по определению порядка организации
деятельности   судебных  приставов                        по  обеспечению  установленного  порядка деятельности судов; определению тактики проведения исполнительно-разыскных действий и осуществлению контроля за деятельностью должностных лиц Службы, осуществляющих розыск должников, их имущества, а также ребенка; по установлению порядка служебных взаимоотношений судебных приставов и иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов и их служебной дисциплины с учетом особенностей прохождения государственной службы, предусмотренных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами; по совершению отдельных исполнительных действий при осуществлении контроля за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случае необходимости (последние полномочия также возложены на главных судебных приставов субъектов Российской Федерации).

Федеральным законом закрепляется обязанность судебного пристава-исполнителя при выявлении признаков преступления составлять сообщение об этом и направлять его начальнику органа дознания (старшему судебному приставу) для принятия решения, в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.

Расширен перечень оснований применения судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов специальных средств, имеющихся на их вооружении. В частности, такие средства могут применяться в целях отражения нападения на должностных лиц ФССП России, в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей, а также в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих принудительному выдворению за пределы Российской Федерации, при провождении их в специальные учреждения и до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, когда указанные лица своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег или причинить вред окружающим.

Кроме того, на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов возложены обязанности по осуществлению охраны зданий и помещений Федеральной службы судебных приставов. При этом Федеральный закон наделяет судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов применять огнестрельное оружие для отражения группового или вооруженного нападения на здания и помещения Федеральной службы судебных приставов.

Значительные изменения также внесены в Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве).

Федеральный закон наделяет взыскателя правом указывать в заявлении
о возбуждении исполнительного производства известные ему сведения о должнике,
а    также    приобщать    документы,    содержащие    информацию     о должнике, его имущественном положении и иные сведения, способствующие своевременному и полному исполнению требований исполнительного документа.

Федеральным законом расширен перечень общедоступных сведений, указанных в Банке данных исполнительных производств, в котором, в том числе будет указываться информация       о сумме            непогашенной           задолженности по исполнительному документу, а также о возвращении исполнительного документа взыскателю или об окончании исполнительного производства. Информация о возвращении исполнительного документа взыскателю или об окончании исполнительного производства будет являться общедоступной только в течение трех лет со дня окончания исполнительного производства.

Также Федеральным законом установлена  возможность вынесения постановлений судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица Службы в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Однако указанная новелла будет применяться только после того, когда Службой будут установлены требования к формату постановления судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов, вынесенного в форме электронного документа.

Расширен перечень оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства в случае, если исполнительный документ предъявлен к исполнению с нарушением положений, предусмотренных частью 2.1 статьи 30 Закона об исполнительном производстве, т.е. исполнительный документ, выданный судом, предъявлен на исполнение ранее шести месяцев, а исполнительный документ другого органа ранее двух месяцев, после окончания исполнительного производства судебным приставом-исполнителем на основании акта об отсутствии у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание.

Также дополнен перечень оснований для прекращения исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в случае внесения записи об исключении юридического лица (взыскателя-организации или должника-организации) из единого государственного реестра юридических лиц.

В Закон об исполнительном производстве введена новая статья 34.1, регламентирующая порядок ведения исполнительного производства группой принудительного исполнения. Принимать решение о ведении исполнительного производства группой принудительного исполнения вправе главный судебный пристав Российской Федерации, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации или старший судебный пристав путем оформления соответствующего постановления, в котором указываются судебные приставы-исполнители, включенные в состав группы принудительного исполнения, руководитель группы принудительного исполнения, а также подразделение судебных приставов, при котором создается группа принудительного исполнения.

Ряд статей Федерального закона направлены на совершенствование розыска должника, его имущества или ребенка.  Федеральным законом вводится определение «исполнительного розыска»,  конкретизированы условия и порядок его производства, права и обязанности судебного пристава-исполнителя, осуществляющего розыск, а также полномочия главного судебного пристава Российской Федерации по определению тактики проведения исполнительно-разыскных действий. Порядок организации проведения исполнительно-разыскных действий определяется Минюстом России.

При производстве розыска судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, наделяется правом: проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, если имеются основания полагать, что он и (или) его имущество находятся в розыске или он удерживает ребенка, находящегося в розыске, осуществлять отождествление личности, опрашивать граждан, наводить справки, изучать документы, осматривать имущество, обследовать помещения, здания, сооружения, участки местности, занимаемые разыскиваемыми лицами или принадлежащие им, а также транспортные средства, принадлежащие указанным лицам.Федеральный закон ввел ограничения  по сумме требований по исполнительным документам  для объявления розыска должника или его имущества. Судебный пристав-исполнитель объявляет розыск должника или его имущества по исполнительным документам, содержащим требования о защите интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает 10 000 рублей. Вместе с тем ограничения по сумме не касаются исполнительных документов  с требованиями о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью или в связи со смертью кормильца, возмещении ущерба, причиненного преступлением, об отбывании обязательных работ, о взыскании штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления.

Федеральным законом внесен запрет на арест имущества должника по исполнительному документу, если сумма взыскания по исполнительному производству не превышает 3000 рублей. При этом указанный запрет не применяется к аресту денежных средств, аресту заложенного имущества, подлежащего взысканию в пользу залогодержателя, и аресту имущества по исполнительному документу, содержащему требование о наложении ареста.

Помимо прочего должнику предоставляется право самостоятельной реализации малоценного имущества, стоимость которого не превышает 30000 рублей, при отсутствии спора о стоимости имущества. Также предусматривается возможность передачи указанного имущества на реализацию взыскателю в счет погашения задолженности.

Федеральным законом установлено, что стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете является обязательной для судебного пристава-исполнителя при вынесении постановления об оценке, но может быть оспорена в суде сторонами исполнительного производства не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке.

Статья 125 Закона об исполнительном производстве дополняется нормой, предусматривающей отказ должностными лицами службы судебных приставов в рассмотрении по существу жалобы на постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий, если обжалуются результаты оценки имущества, произведенной оценщиком.

Федеральный закон опубликован 12 марта 2014 года на официальном Интернет-портале www.pravo.gov.ruи вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования, а именно 23 марта 2014 года.

 

Пресс-служба УФССП России по Тверской области

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *