Какая музыка звучит?

О происходящих переменах размышляет Степан Мильтонян, преподаватель Тверского музыкального колледжа, заслуженный работник культуры РФ.

Как автор эффективной методики гармоничного развития музыкантов, Степан Мильтонян известен далеко за пределами Твери. Ему удалось на практике ввести в традиционную музыкальную педагогику современные идеи возрастной и педагогической психологии. Это оказалось принципиальным прорывом, не имеющим аналогов в мире. По его педагогической системе дети легко и естественным образом обучаются импровизировать и сочинять музыку. А главное – это не только музыкальное развитие, но и развитие личности ребенка.

Чтобы обучать детей музыке у Степана Ованесовича, некоторые семьи переехали из Москвы и других городов в Тверь на постоянное жительство. Мильтоняна музыкальные педагоги от Калининграда до Петропавловска­Камчатского, от Архангельска до Ташкента приглашают поделиться опытом. Он написал две книги, провел в России и СНГ свыше 60 семинаров, защитил диссертацию по своей педагогической концепции. 

За свою долгую педагогическую карьеру, которая началась после окончания Московской консерватории в 1965 году, Степан Мильтонян пережил разные нововведения в музыкальном образовании. Его новаторская методика зародилась в годы всеобщих преобразований конца восьмидесятых: «Мы с коллегами были вдохновлены опытом педагогов­новаторов, которых тогда показывали по телевидению, мы собирались на кухнях и обсуждали концепцию гуманитарного образования».

Плоды этих кухонных диспутов – создание родительского клуба в Твери, двух общеобразовательных школ, одна из которых стала центром гармоничного развития. Увы, авторская школа Степана Мильтоняна оказалась не нужна городу Твери. Центр гармоничного развития занимал здание детского сада, и с ростом рождаемости садик был востребован в прежнем качестве, а небольшой центр «растворился» в одной из крупных школ города.

Как бы там ни было, но оплотом идей гармоничного воспитания оставалась до сих пор система музыкального образования. Хотя в этой системе есть свои недостатки, но Степан Мильтонян уже много лет преодолевает их благодаря своей методике.  

– В настоящее время в системе музыкального образования происходят перемены, ведущие к формализации, – говорит Степан Мильтонян. – На первое место выходит не творчество, не воспитание и развитие детей, а хорошо организованная отчетность. Преподаватели детских музыкальных школ, музучилищ замордованы гигантским количеством писанины, ненужной в музыкальной педагогике. Я изъездил с лекциями и семинарами много городов и могу обобщить – музыкально­педагогическая Россия стонет, самочувствие многих преподавателей тяжелое. Наивысшие успехи отечественной музыкальной педагогики были достигнуты в 1950–1960­е годы. Необходим и вполне достаточен уровень бумажной документации именно того периода. Сегодня каждый педагог знает, что лучший преподаватель не тот, кто больше востребован, а тот, у кого более «правильные» бумаги. А чего стоит новое правило – увольнять совместителя или преподавателя с маленькой нагрузкой! А если среди увольняемых окажется Мастер? Для культуры это существенно важно!

Некоторые родители учеников Степана Мильтоняна рассказывают, что их дети отказывались учиться музыке в школах с традиционной методикой. А вот у Мильтоняна занимаются с удовольствием, у них ярко проявляются признаки одаренности. Ведь их учитель знает, что все дети одарены. По рассказу одной мамы, ее дочь на уроках у Степана Ованесовича два года скакала по классу, но зато, приходя из музыкальной школы, рассаживала своих кукол и начинала импровизировать на скрипке, выполняя все задания, от которых отлынивала на уроке. Сейчас она сочиняет собственные композиции, причем по сложности намного выше уровня своего класса.

И вот представьте себе, что на занятие по этой методике приходит инспектор, вооруженный общим аршином, по которому измеряет все уроки. Разнос неминуем: учитель не наводит дисциплину, он не ставит отметки, а это тяжкие нарушения. И если Степана Мильтоняна может спасти международный авторитет, то вот его безвестным последователям сильно не поздоровится.

– В системе управления образованием сегодня действует принцип презумпции виновности преподавателя, который регулярно должен кому­то доказывать, что он не виновен. Отбился – его счастье. И все эти «удовольствия» – за скромнейшую зарплату. К сожалению, все эти вопросы не узкопрофессиональные, – считает педагог. – Их значение очень весомо, особенно на фоне труднейшего состояния с воспитанием подрастающего поколения в России. Речь идет о полноценном завтрашнем дне страны. Есть выражение – в песне душа народа. Какие песни сегодня поют наши молодые? В годы войны я был маленьким, но помню. Из черной тарелки репродуктора неоднократно звучала Богатырская симфония Бородина. Музыка помогала поднять дух нации, находившейся в труднейшей ситуации борьбы со злом. Вопрос на засыпку – кто и когда последний раз слышал Богатырскую симфонию Бородина?..

ТРИ ВОПРОСА СТЕПАНУ МИЛЬТОНЯНУ

– Как вы отыскиваете одаренных детей? 

– Они сами меня находят. Формула Генриха Нейгауза: талант – это страсть. Моя задача – увлечь предметом. Я не отбираю учеников специально, а берусь учить всех, кто ко мне придет. Спрашиваю только: «Ты меня слышишь?» – если утвердительно кивает головой, значит, слух есть, можно заниматься музыкой.

– Что отличает хорошего педагога?

– Один мой знакомый говорил, что настоящего педагога надо искать в окружении детей. Где бы ни появился такой человек, если поблизости есть дети, они обязательно к нему «прилипнут».

–  Ваше увлечение?

– Водный туризм, я им занимаюсь с 1965 года по сей день. Организовал в своем музыкальном училище туристическую секцию и провел с учениками 56 многодневных байдарочных походов. Во время многих из этих походов ребята собирали фольклор в дальних деревнях, давали концерты для сельского населения. К костру, палатке, байдарке приобщил свыше 200 человек.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *