Хороша Маша, да не наша

Мнения о «Дубровском» – довольно большой российской премьере – у аудитории разделились. Это первый признак того, что фильм смотреть стоит.

Уже в процессе просмотра вклинивается ощущение: что­то не так. Как будто нарушены привычные сценарные взаимосвязи: бандиты – деньги – любовь – власть. Потом начинаешь понимать, что сюжет пушкинской повести (который, кстати, очень ловко лег в основу современного фильма) сохраняет сказочность. В «Дубровском» наших дней бандиты благородные, а любовь вселенская, но при этом настойчиво лезет в голову «Бумер», откликаясь в первых нотах музыкальной темы. Диссонанс интригует зрителя.

Бессмертная история о благородном разбойнике Дубровском, который не успел к своей Маше, лишь в одном – и самом ключевом – месте дает маленькую трещинку, не оправдывая зрительских надежд. У Пушкина Маша не уходит с Дубровским по той причине, что уже дала в церкви клятву другому человеку. Сегодняшняя Маша более уязвима – она остается с немилым супругом, спасая отца.

С любовью сложно, потому что фильм крайне реакционен, и в этом его главное преимущество и благородство. Едва ли не впервые в широкопрокатной ленте говорится о мире кожаных кресел и потаенных кабинетов так просто и без защитного юмора. Кивки судей, разгром конкурентов ОМОНом, вывод земель, продажа, участие государственных служащих в бизнес­проектах, использование служебного положения – вот она, основа современного «Дубровского», ради которой любовь можно подвинуть. Тот цинизм, с которым судьбы простых людей решаются за стаканчиком виски или попойками в колонных залах, в «Дубровском» здорово раздражает. 

Современные Троекуровы живы, как живы их высокие покровители и племянники этих покровителей. Они совсем рядом. Они ждут свои проценты.

«Это война». В этих двух словах больше смысла, чем во всей пламенности несостоявшейся любви. Российское кино заостряется. «Дубровский» – пример маргинального состояния современного отечественного кинематографа, когда тени автоматов и заточек еще мелькают в кадре, но все больше набирает вес попытка взглянуть на причины пролития крови, чем на нее саму. Любовь в таких историях не имеет будущего. И многоточие для таких историй – лучший конец. В этой войне всегда побеждают деньги. Вот эти бумажки, разлетающиеся по снегу в последнем кадре хорошего и такого важного фильма.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *