Летчики не умирают, они улетают в вечность

Герою Российской Федерации, заслуженному военному летчику России Борису Воробьёву 2 февраля исполнилось бы 65 лет. Он погиб при испытании вертолета Ка­-50 «Черная акула» летом в 1998­-м.

В это время генерал­майор Воробьёв руководил в Торжке 344­-м центром боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации. У него за плечами была война в Афганистане, он первым в мире на боевом вертолете выполнил «косую петлю», сопоставимую с петлей Нестерова, именно благодаря ему была создана пилотажная группа «Беркуты» .

«Патриотизм» – не просто слово

Борис Воробьёв был человеком­легендой уже при жизни.

Сегодня о нем напоминают площадь в Торжке, электропоезд в Твери, самолет регионального МЧС, названные именем Бориса Воробьёва. В феврале состоялся 7­-й межрегиональный турнир по дзюдо среди юношей, посвященный памяти Героя России. В соревнованиях приняли участие юниоры из трех регионов, причем лидерами практически по всем позициям стали дзюдоисты из Торжка.

– Для ребят это не просто очередной турнир, но и дань памяти герою. Это было видно по их глазам, когда на открытии состязаний длилась минута молчания, а метроном отсчитывал удары сердца. И потом, когда боевые офицеры, чеканя шаг, через спортивный зал пронесли венок, чтобы возложить его к последнему пристанищу аса­вертолетчика на торжокском кладбище, – рассказывает директор спортивной детско­юношеской школы олимпийского резерва «Юность» Валентина Захарова.

Слушая Валентину Викторовну, понимаешь, что подобные состязания для мальчишек дорогого стоят, так как патриотизм перестает быть просто словом. Турнир по дзюдо для них становится своего рода уроком мужества, на котором всегда присутствуют реальные герои России и СССР, друзья­однополчане Бориса Воробьёва. Вполне возможно, что ребята, выслушав в свой адрес напутствие вдовы легендарного вертолетчика Елены Лукьяновны, «заболеют» небом и со временем наденут летную форму.

 

Второй Чкалов

Каким он был, наш земляк? Лучше всего его, конечно, знали сослуживцы, соратники. Все они, вспоминая своего командира, называют Воробьёва летчиком от бога, фигурой государственного масштаба. Звучат даже слова «второй Чкалов».

Полковник запаса Владимир Кузнецов примчался тогда, в 1998-­м, к месту трагедии оперативно, ведь он возглавлял поисково­спасательную службу части. Однако вспоминать этот момент не любит. Отмечает только, что Воробьёв и погиб, по сути, продолжая дело своей жизни: демонстрировал возможности вертолетной техники, высшего пилотажа.

– Это был командир, о каком можно только мечтать. Хотя некоторые и побаивались его крутого характера, одержимости, но он просто настойчиво шел к своей цели. А ведь девяностые годы недаром вспоминают как тяжелое время. Воробьёв же, когда армию хаяли на каждом углу, умудрялся двигаться вперед в поисках нового. Та же вертолетная группа «Беркуты» помогала демонстрировать, что армия жива и боеспособна на все сто, – вспоминает Владимир Иванович.

Как и любого военного, Бориса Воробьёва судьба побросала по миру. Но особая страничка – это, конечно, Афганистан (1983–1984), где он, командуя эскадрильей, совершил 160 боевых вылетов. Во вверенном ему подразделении не было потерь ни личного состава, ни авиатехники.

Летать в горах Афганистана лучше Воробьёва не мог никто. Не случайно его потом назначили начальником Чирчикского центра боевого применения и переучивания летного состава. Борис Воробьёв учил пилотов выживать и побеждать.

В Чирчике, а потом уже и в торжокском центре служил под началом Воробьёва Евгений Игнатов, ныне генерал­майор в отставке.

– При Воробьёве после его назначения в Торжок многое решалось оперативно и без чиновничьей волокиты. Он принимал смелые решения, брал всю ответственность на себя, но при этом все тщательно просчитывал. Можно сказать, что методические указания не успевали за его напором и энтузиазмом, иначе бюрократические заморочки просто съели бы ту же «Черную акулу», – вспоминает Игнатов.

«Черная акула» стала летать с прибором ночного видения именно при Воробьёве. По его инициативе была создана и группа «Беркуты», и многое другое.

Опасность все время подстерегала новаторов при показе новых сложнейших элементов пилотажа. В 1994­-м, например, вертолеты схлестнулись лопастями, и Воробьёву пришлось сажать «акулу» где­то под мостом на поле. Однако у него даже не мелькнуло мысли о катапультировании. А при демонстрации Ка-­50 на международном авиасалоне в Ле-­Бурже один из пилотов не справился с элементом «Поворот через небо». Что­то не рассчитал, и «акула» чудом приземлилась. Ровно через три дня Воробьёв выполнил этот элемент, продемонстрировав еще раз идеальные качества машины, а также свои интуицию и опыт.

– Более всего его гибель ударила по «Черной акуле», в которую он был влюблен и пытался довести возможности Ка­-50 до идеального состояния, – подводит грустный итог Евгений Игнатов.

 

«Черная акула» на взлете

В музее Торжокского центра боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации удалось, наконец, увидеть то, в чем состоял смысл жизни человека­легенды. Конечно же, это вертолеты самых разных модификаций, которым он давал путевку в небо.

Внимательно смотрю на его фото и вспоминаю слова тех людей, кто его знал. О том, что генерал был по жизни контактный человек и любой комэск мог подойти к нему в любое время со своей проблемой.

Многие рассказывают о нем так, словно он еще жив, отлучился ненадолго, просто в очередном полете. Впрочем, в памяти каждого он останется своим, неповторимым.

 

В течение года на площади имени Бориса Воробьёва в Торжке должна появиться настоящая боевая «Черная акула». На взлете. Проект уже подписан и утвержден, а макет памятника передан заместителем генерального директора ОАО «КАМОВ» Александром Беляковым главе Торжка Анатолию Рубайло. Все правильно, на площади имени Воробьёва явно не хватает вертолета. Есть хорошая фраза: «Летчики не умирают, они просто улетают в вечность». Это про него.

Александр ХОХЛОВ  

Фото Юрия СУРИНА

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *