В январе 1864 года в губернских городах России собрались комиссии, которым был представлен правительственный проект земской реформы. Их участники не знали, что присутствуют при историческом событии. Отныне и на последующие полвека все лучшее, что происходило в российской глубинке, было напрямую связано с деятельностью этих внешне не очень заметных, но очень важных учреждений.
Реформа началась с принятием 1 января 1864 года «Положения о земских и губернских учреждениях». Правительство Александра II впервые за два столетия реально разрешало делегировать часть властных полномочий на места. Отныне местные власти имели не только полицейские, фискальные и судебные полномочия, но и реальную (хотя и постоянно ограничиваемую сверху) возможность самим определять приоритеты местной жизни.
Новосоздаваемые земские учреждения состояли из распорядительных органов – уездных и губернских собраний, и исполнительных – уездных и губернских земских управ, которые избирались на трехлетний срок. Земские собрания составлялись из гласных (депутатов с правом голоса). Количество депутатов сильно разнилось, но в среднем, как явствует, например, из публикаций протоколов заседаний в «Тверских губернских ведомостях» в 1860–1870х гг., в собраниях постоянно присутствовало около двухтрех десятков человек.
Выборы в уездные земские собрания проводились по трем избирательным куриям: землевладельцев (помещиков и других собственников, имевших более 200 десятин земли; в Тверской губернии – 12,5 десятины), горожан (купцов и мещан с недвижимостью в городе стоимостью не менее 500 руб.) и всех остальных (то есть крестьян). Выборы были двухступенчатые. Для низших курий они предусматривали систему выборщиков, первая курия избирала своих гласных напрямую.
В Тверской губернии земская реформа началась в 1866 г., до этого шла работа подготовительной комиссии под председательством губернатора П.Р. Багратиона. В первом собрании тверского губернского земства 60 мест из 86 получили дворяне, 12 – купцы, 12 – крестьяне. Состав земств везде в России был со значительным процентом помещиков и землевладельцев. Но конкретно в Тверской губернии помещики вообще отличались либеральными взглядами и активным желанием чтото полезное делать для общества. Кроме того, в губернии была значительная прослойка просвещенного купечества.
Конечно, крестьянские «гласные» (именно их запечатлел на своей картине Григорий Мясоедов в 1872 г.) сидели на заседаниях губернских земских собраний робко и почти всегда помалкивали. Тверские депутатыпомещики честно признавались, что с этими гласными они часто брезговали здороваться, а многие предпочитали их не замечать. Однако на уровне уездов все было демократичнее. Там в вопросах организации дорожной сети, школ и больниц, почт и железных дорог голос крестьяндепутатов был слышен.
Создание земств не предусматривалось в волостях и на всероссийском уровне. Крестьянское самоуправление осталось попрежнему архаичным. Лишь в 1880х земельные реформы начали разбивать круговую поруку крестьянской общины. Но в отдаленных уездах еще в 1920е внутреннее самоуправление крестьян мало отличалось от того, что было при Иване Грозном.
А отсутствие земств на всероссийском уровне означало, что представительской формы власти в России не появилось. Ее появление означало бы необходимость Конституции, ограничение монархии, необходимость кардинальной ломки государственной машины, на что преемники Александра II пойти были не готовы.
Земства были лишены политических функций. Им вверялось «…устройство и содержание принадлежащих земству зданий и других сооружений и путей сообщения… меры обеспечения народного продовольствия… благотворительные заведения и прочие меры призрения… попечение о развитии местной торговли и промышленности… исполнение возложенных на земство потребностей воинского и гражданского управлений и участие в делах почтовой повинности… представление чрез губернское начальство высшему правительству сведений и заключений по предметам, касающимся местных хозяйственных польз». То есть – дороги, больницы, богадельни, школы, сбор статистики.
Тверское земство было одним из самых заметных в России. Его деятели стремились использовать данные им права для улучшения жизни и быта крестьян. Ожидать инициативы в этом от самих крестьян было в 1860–1870х годах преждевременно.
В этой связи уездные земства разработали план развития артельных производств. Использовались сложившиеся в губернии хозяйственные традиции, создавались новые виды производств. Фактически именно деятели земства начали активно внедрять высокотоварное молочное животноводство. Для обработки его продукции образовывались сыроваренные и маслодельные артели. Брат знаменитого художника Николай Верещагин, изучавший молочное производство в Швейцарии, открыл в селе Едимоново Корчевского уезда первую в стране школу молочного хозяйства. Традиция артельного сыроварения распространилась из Тверской губернии по всей России.
Земство старалось организовать продовольственную помощь населению в неурожайные годы. Крестьянам продавали на льготных условиях сельскохозяйственные орудия, инвентарь, удобрения. Для расширения пахотных земель на средства земств осушали болота.
Деятельность земств существенно изменила состояние здравоохранения. На их средства создавались фельдшерские пункты, открывались больницы. Врачи боролись с эпидемиями, распространялось прививание от оспы. В губернии открыли более 40 врачебных пунктов.
Благодаря заботам земства, больница врача М.П. Литвинова для душевнобольных в селе Бурашево, открытая в 1884 г., стала одним из образцовых лечебных заведений в России. В целом медицинское обслуживание намного улучшилось, а земские врачи пользовались всеобщим уважением.
Важнейшим направлением деятельности тверского земства было народное образование. Содержание школ составляло самую большую статью расходов в бюджете земства. С начала реформы до конца XIX в. число начальных земских школ увеличилось с 240 до 500.
Для подготовки учителей земство открыло в Твери в 1870 г. женскую учительскую школу. Сначала она существовала на средства создавшего ее члена губернской земской управы П.П. Максимовича, а затем содержанию школы активно помогало земство. За первое десятилетие работы школа подготовила более ста учительниц. В 1871 г. учительская школа открылась в Торжке.
Огромную роль сыграло уездное земство в сборе и обработке статистических сведений, которые в итоге сыграли основную роль в подготовке реформ П.А. Столыпина. Не меньшее значение имели они и для решения вечной российской проблемы дорог – почтовые тракты и железные дороги в уездные города, многими из которых мы пользуемся по сей день, – это тоже следствие той реформы, что началась в январе 1864 года.
Илья СЕРГЕЕВ
на фото: картина Григорий Мясоедов «Земство обедает»
Добавить комментарий