Именно с такого смспослания началось судебное разбирательство изза распространения спама от крупного оператора связи. ОАО «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн») уличили в несанкционированной рассылке абонентам рекламных смссообщений третьих лиц.
Таким образом «Билайн» рекламировал своим абонентам услуги микрофинансовой организации. Ход делу дала жалоба одного из абонентов в управление Федеральной антимонопольной службы по Тверской области. В итоге УФАС оштрафовало «Билайн» на 100 тысяч рублей, а бизнесмена, навязывающего свои услуги через известного оператора, – на почти невесомые 20 тысяч рублей. Судьба штрафа, однако, еще решается: «Билайн» обжаловал законность его наложения в арбитражном суде.
Обжаловано решение УФАС, которым «ВымпелКом» признан нарушившим законодательство о рекламе в связи с распространением смссообщений, содержащих рекламу финансовых услуг без получения предварительного согласия абонента, а также предписание, обязывающее устранить нарушение, а именно – прекратить распространение рекламных смссообщений без предварительного согласия абонентов.
Пресссекретарь арбитражного суда Тверской области Инна Мухина поясняет:
– В арбитражных судах РФ рассматривались подобные дела. Но следует иметь в виду, что у «похожих» дел возможны разные обстоятельства, влияющие на результат рассмотрения дела (например, могут отличаться условия договоров, заключенных между оператором сотовой связи с абонентами и рекламораспространителями). Поэтому вполне допустимо принятие решения как в пользу оператора мобильной связи, так и в пользу другой стороны в споре.
Всплеска обращений в суды относительно смсрассылок без согласия абонента, скорее всего, не предвидится. Возможно, речь можно вести о десятках обращений в каждом из регионов страны.
Начальник отдела контроля органов власти УФАС по Тверской области Елена Манюгина в интервью «Тверским ведомостям» отмечает беспрецедентность этого дела:
– Могу сказать только одно. Если нас поддержит кассация, мы будем единственными, первыми, кто придал оператору связи статус распространителя рекламы. Дело, безусловно, знаковое, в том числе и для нас, поскольку все управления стали равняться на нас. Предвосхищать результат еще рано, поскольку решение в последней инстанции – кассации пока не вынесено, но первые две нас уже поддержали: первая и апелляционная инстанции.
Обязательным критерием законности смсрассылки является ее согласованность с абонентом. Согласно статье 18 федерального закона о рекламе, ответственность за нее несет исключительно распространитель. Вот почему в крупных торговых центрах предложение доставки рекламы новых товаров и услуг «на дом» – путем смс или электронной почты – всегда сопровождается необходимостью личной подписи клиентаполучателя.
Интересно, что другие российские операторы связи, очевидно, опасаясь пристального внимания со стороны ФАС, поспешили откреститься от своей причастности к рассылке спама. Так, в срочном порядке один из тройки крупных российских операторов отчитался о снижении количества спама в 4,7 раза за предновогодний месяц. Интересно, заметили ли это абоненты?
Наталья КАПРАЛОВА
Добавить комментарий