До сих пор с добром вспоминаю своих учителей Ивана Семёновича Милорадова (математика), Людмилу Васильевну Белоусову (русский язык и литература), Илью Ивановича Фирсова (история, он же – директор школы), Надежду Васильевну Кириллову (немецкий язык), многих других. Школа заложила фундамент знаний, которые обогащались всю последующую жизнь.
Будучи склонным к гуманитарным предметам, я, тем не менее, занял призовое место на районной математической олимпиаде в Максатихе. Сельская школа, а как основательно нас в ней учили! Пока не втолкуют тему в каждого ученика – не отстанут. Надо – после уроков оставят. Надо – на дом позаниматься придут. Тогда и мысли не возникало, чтобы дополнительные занятия както учителям компенсировать из родительских карманов. Конечно, и при таком старании школьных педагогов неучи оставались. Но многие выпускники Кострецкой школы с полученным багажом знаний поступали в престижные вузы Москвы и Питера.
Поколению наших детей для того, чтобы поступить в вуз даже после городской школы, полученных вместе с аттестатом зрелости знаний порой оказывалось недостаточно. Уже тогда, в восьмидесятые годы, мы столкнулись с таким явлением, как репетиторство. За плату ваше чадо готовили к вступительным экзаменам в вуз. Тогда, впрочем, это явление не было столь распространенным.
Поколение внуков к услугам репетиторов прибегает в массовом порядке. Мой давний приятель, преподаватель вуза, занимается репетиторством довольно давно. Уровень школьных знаний своих подопечных чаще всего оценивает одним словом: «Стерильно».
Знакомые учителя сетуют на массовое нежелание школьников учиться. Кроме ссылок на лень, отсутствие усидчивости, невнимательность слетают с уст педагогов и выражения покрепче, характеризующие слабые умственные способности учеников. Возможно, доля истины в этом и есть. Но както слабо верится, что нынешние школьники, чуть ли не с детсадовского возраста освоившие компьютер, свободно оперирующие терминами (из сферы информационных технологий) на английском, имеют критически низкий ай кью. И поэтому поголовно не способны поглощать знания по новым образовательным стандартам. Но… Реальность такова, что во многих выпускных классах практически все ученики дополнительно занимаются с репетиторами. Школьные уроки очень часто оказываются бесполезной тратой времени. Чем это оборачивается? Прежде всего, больно бьет по престижу общеобразовательной школы. И по кошелькам родителей – дополнительными тратами на репетиторов.
Достаточно войти в Интернет, как вы получите по Твери уйму предложений от репетиторов практически по всем школьным дисциплинам. Среди репетиторов – школьные и вузовские (их – больше) преподаватели, студенты. Такса – от 350 рублей в час. Посчитайте, во сколько это обойдется родителям при минимуме час занятий с репетитором в неделю. А если в семье не один, а два ученика?
Но дело не только в деньгах. Массовая потребность в репетиторстве подвергает серьезному сомнению качество школьных образовательных услуг. Что же делать? Полностью с репетиторством покончить не удастся – оно известно еще с дореволюционных времен. Но снижать массовость этого явления необходимо. Как? Повышением отдачи от школьных уроков. Усилением мотивации учащихся на основательное овладение знаниями по школьной программе. Как этого добиться? Вопрос не ко мне…
Евгений ШИМИН, «Тверские ведомости» shimin47@mail.ru
Добавить комментарий