Учитель или делопроизводитель?

Приступила к работе комиссия по разработке и реализации комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций.

Программа будет разрабатываться ради осуществления любопытного документа, принятого в конце прошлого года: «Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (принят приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г.).

Судя по данному стандарту, учитель должен быть и швец, и жнец, и на дуде игрец, и морали образец, к тому же еще и продвинутый пользователь компьютера, и полиглот.

Вот только не сказано в стандарте, что он должен быть еще и писарем-делопроизводителем. Однако в реальности именно это направление деятельности бурно развивается и подминает под себя все остальные виды учительского труда. Приведу хотя бы частично перечень документов, которые оформляют школьные учителя.

К началу учебного года учителя должны составить рабочие программы по всем своим предметам, с календарно-тематическим планированием, которое в течение года им все равно придется несколько раз переделывать, так как в сентябре невозможно точно предугадать, что будет даже в октябре, не говоря уж о январе и тем более апреле-мае.

Классные руководители составляют планы воспитательной работы, заполняют журналы успеваемости. Они также оформляют личные дела учащихся, составляют банк данных неблагополучных семей. В течение года классный руководитель ведет учет посещаемости и в конце каждой четверти сдает отчеты по этому показателю.

На каждого трудного подростка или слабоуспевающего ученика в течение всего учебного года классный руководитель должен вести подробное досье. На каждый проступок ученика должна быть написана справка о воспитательных мерах, потому что никто не поверит педагогу на слово, если он устно расскажет, что беседовал с учеником, ходил к нему на дом, встречался с родителями и т.д. А если это будет зафиксировано в соответствующих справках, тогда все в полном порядке.

Ежедневно в течение всего учебного года учителя ведут записи в школьных журналах, теперь в двойном объеме – в бумажном и электронном виде. Учителя физики, химии, информатики ведут еще журналы по технике безопасности, где должны быть подписи учеников о прослушанном инструктаже перед каждой практической и лабораторной работой.

После каждой контрольной работы учитель должен написать отчет с анализом и выводами. В течение учебного года учителя составляют справки о проверки техники чтения, о ведении тетрадей учениками. По каждому мероприятию недостаточно просто поставить галочку о выполнении в плане воспитательной работы, нет, должна быть справка с совещания классных руководителей о решении провести данное мероприятие, а по итогам оного должен быть представлен краткий отчет и фотоотчет.

Каждый учитель должен заниматься самообразованием, и для этого он должен иметь папку с планом самообразования и бумагами, подтверждающими, что он сей план осуществляет: доклады, сертификаты о прохождении семинаров, вебинаров и т.д.

Педагогам регулярно надо проходить аттестацию, и для этого они собирают папку документов под названием «Педагогическое портфолио». А теперь еще, по новым стандартам, учителя должны наполнять всевозможными справками портфолио каждого ученика. При этом есть еще и ученические дневники, бумажные и электронные, которые тоже на совести учителя.

Есть еще бесконечный вал бумаг по всевозможным мониторингам, анкетам и прочим запросам от чиновников всех рангов, коим надо составлять свои отчеты и тем самым оправдывать свое существование. Но не будем больше утомлять читателей скучным перечислением бесконечного перечня. Отметим только, что бумаги и отчеты нужно представлять в электронном и бумажном виде, отправлять в соответствующие органы, размещать на школьном сайте – в общем, на каждую бумажку приходится тратить уйму времени и средств.

Подведем итог. Получается, что огромную массу сил педагоги тратят на работу делопроизводителей, которая им никак не оплачивается и не входит в их профессиональную компетенцию. А непосредственно на уроки и воспитательную работу порой не остается ни времени, ни сил. На самом деле, это никого и не волнует, потому что проверяющие имеют дело исключительно с бумагами. Ты можешь проводить плохие уроки, но сдавать безупречные отчеты – и будешь молодец. Однако попробуй, не напиши какую-нибудь справку – любой инспектор незамедлительно сделает вывод о том, что учитель плохо работает, и выпишет штраф, и пригрозит школе лишением лицензии. Выходит, с педагогов наиболее строгий спрос ведется за обслуживание бюрократического аппарата, а не за обучение и воспитание детей. И все это – несмотря на многотысячелетний опыт человечества, настойчиво показывающий, что бюрократия способна уничтожить любое полезное дело.

Марина РУЧКИНА, «Тверские ведомости»

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *