В современных условиях главным фактором успешного развития Твери является сильная муниципальная власть: демократическая, честная, умная, профессиональная, культурная, интеллигентная, чувствительная, заботливая, деловитая. Её главная обязанность — создать оптимальный механизм городского административно-общественного самоуправления и использовать его с максимальной эффективностью.
Механизм самоуправления Твери — это весьма разветвлённая древовидная структура, состоящая из множества разнообразных и определённым образом «сцепленных» между собой вертикальных и горизонтальных («сетевых») управленческих отношений, связей, функций и технологий, образующих «корни» и «крону» единой многоуровневой системы самоуправления. «Корни» этой системы — в районах, особенно — в деятельности первичных органов общественного самоуправления: ТОСов, ТСЖ, ЖСК, Советов домов, других инициативных органов общественного самоуправления, созданных и по отдельным территориям района, и по интересам жителей. «Крона» муниципального самоуправления — деятельность Тверской городской Думы, Администрации Твери, различных, прежде всего — социально-гуманитарных, городских общественных организаций, постепенно объединяющихся на солидарной основе в Тверской городской открытый Союз общественных объединений и граждан, участвующих в местном самоуправлении, «Восхождение». Непременными участниками местного самоуправления выступают управляющие (обслуживающие) компании, ресурсоснабжающие организации, а также другие предприятия, организации и учреждения, находящиеся в Твери, вне зависимости от используемых ими форм собственности и их ведомственного подчинения.
Очевидно, «корни» и «крона» муниципального самоуправления не могут существовать друг без друга. Поэтому они вынуждены взаимодействовать, заботиться друг о друге, помогать друг другу, стараться создавать друг другу наиболее благоприятные для своего функционирования и развития условия. Причём, первичными и непременно доминирующими всегда являются «корни», ибо только благодаря им, только для них и за их счёт создаётся «крона». Так должно быть!
Однако в отечественной социально-управленческой истории весьма часто органы более высокого уровня работали преимущественно только на себя и заботу об органах управления более низкого уровня не считали первостепенной. В такой ситуации органы управления более низкого уровня работали преимущественно на органы управления более высокого уровня, а их обязательная забота о потребностях, интересах населения переносилась на второй план и даже не всегда реализовывалась. Созданная таким образом порочная система управления преимущественно удовлетворяла лишь собственные потребности и интересы, переставала саморазвиваться, становилась слабой и превращалась в псевдосистему управления. Такое управление неизбежно деградирует и становится опасным для общества. Именно это и произошло в СССР. Потому что его система управления не была саморазвивающейся.
Какие же практические выводы из нашей печальной отечественной истории можно и нужно сделать для того, чтобы местная власть в Твери стала и всегда оставалась сильной? На этот вопрос отвечает современная теория социального управления.
Во-первых, следует внести изменения во внешнюю структуру деятельности района: перестать рассматривать районное звено только как элемент системы муниципального самоуправления, лишь как подразделение Администрации города, как её безынициативный, молчаливый, послушный исполнительный механизм, действующий в весьма ограниченной двухмерной связи «начальник-подчинённый». Ибо это — главная ошибка Администрации Твери. При таком подходе нарушается системность самоуправления. Оно не может быть оптимальным и поэтому эффективным. Связь «Администрация города — Администрация района» должна быть значительно шире, богаче. Районы должны не только выполнять команды городской Администрации, но и иметь реальную возможность самостоятельно принимать и выполнять собственные творческие решения. Они обязаны разрабатывать собственные стратегии функционирования и развития района, безусловно, согласованные с городскими. Причём, в зависимости от конкретной ситуации, первичными могут быть или районные, или городские стратегические идеи, их внутренние или внешние стратегические линии. Но в любом случае отсутствие стратегии неизбежно приведёт к тому, что все принимаемые решения будут укладываться в схему «тришкиного кафтана».
Во-вторых, следует внести изменения и во внутреннюю структуру деятельности района, предполагающую саморазвитие районного самоуправления буквально «на автопилоте» на основе двух самостоятельных, органично взаимодействующих и взаимно стимулирующих органов самоуправления с непересекающимися функциями: органа административного самоуправления — Администрации района и органа общественного самоуправления — Районного Общественного Совета. Причём, они должны рассматриваться не как две «головы» районного самоуправления, а как два полушария единого, целостного районного «головного мозга». В этой системе самоуправления Администрация района, назначенная Администрацией города, обеспечивает прямую и обратную связи района с органами муниципального, регионального и федерального управления, осуществляет мониторинг районной ситуации, выполняет по отношению к органам и участникам общественного самоуправления некоторые контрольные (надзорные) функции, оказывает им определённую помощь. Районный Общественный Совет избирается ТОСами, ТСЖ, ЖСК, Советами домов, другими районными общественными организациями. Его предназначение — забота о качественном предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, различных удобств для проживания. Деятельность Администрации района и Районного Общественного Совета осуществляется на основе федерального и регионального законодательства, в соответствии с решениями Тверской городской Думы, Администрации Твери и в соответствии со специальным Соглашением. Примечательно, что такой системе районного самоуправления присуща крайне полезная особенность: не снижается актуальность контроля общества над властью, но снижается его острота, ибо контрольная деятельность становится взаимной, облегчённой и полностью реализуемой. Вследствие того, что оба органа местного самоуправления, действующие на основе совместно разработанного и взаимно приемлемого Соглашения, невольно вынуждены контролировать друг друга. Таким образом, весь процесс административно-общественнного самоуправления в районе осуществляется под новым девизом «Союз общества и власти!». На отдельных же территориях района преимущественно действует девиз «Вся власть ТОСам!».
Думается, что предлагаемые меры — лишь первые необходимые шаги на пути создания сильной городской власти. Для разработки и участия в реализации научно-обоснованной «Концепции развития муниципального самоуправления в Твери» представляется необходимым проведение общегородского совещания специалистов-управленцев с целью создания «Тверской городской Ассоциации теоретиков и практиков местного самоуправления».
Георгий Комарницкий, профессор, председатель Тверского городского отркытого Союза общественных объединений и граждан, участвующих в местном самоуправлении
Добавить комментарий