Вокзал ожидания

Одной из самых обсуждаемых тем тверской блогосферы уходящего года стало строительство на Привокзальной площади в Твери храма в честь святого благоверного князя Александра Невского.

Сломано сотни копий: нужно – не нужно, на чьи деньги, для кого и прочий шлейф типично блогерской рефлексии. Однако восстановление на историческом месте храма в исторических формах и совершенно не из исторических материалов стало камертоном разговоров о вокзале, высокую башню с часами которого так бескомпромиссно перекрыла церковная колокольня. «Что­то здесь навсегда изменилось…»

 

Первый частный вокзал

Пока фотокорреспондент «Тверских ведомостей» трудно и отважно карабкался на не показывающую время башню с часами, чтобы отдать ей дань фотолюбительской симпатии и обозреть масштабы будущей реконструкции, мы открыли двери и вошли внутрь другого мира – мира железной дороги.

Сегодня станция Тверь находится практически в центре, а когда­то это была настоящая окраина, куда из людного города пассажир ехал по пустынному станционному шоссе (ныне проспект Чайковского), чтобы сесть в поезд. Сегодня по­прежнему замкнутый и очень специфический мир железной дороги сохраняется в Твери, среди суетливого города. И несмотря на то, что время сегодня для всех одинаково московское (раньше Николаевская железная дорога жила по петербургскому времени, а город – по московскому), особенная атмосфера какого­то безвременья здесь царит по­прежнему. Поэтому любые, а тем более кардинальные, изменения на станции и окружающей территории требуют пояснений.

– Мы понимаем, что, находясь между Петербургом и Москвой, мы в отношении функциональности существующего вокзала не отвечаем всем требованиям и нормам современности, – отмечает депутат Законодательного собрания Тверской области, советник губернатора Тверской области по вопросам взаимодействия с ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) Михаил Садовников. – Поэтому рано или поздно необходимо было заняться вокзалом.

Понятно, что не только вокзалом. Начало совместного проекта ОАО «РЖД», Правительства Тверской области, администрации Твери по созданию на базе станции Тверь современного транспортно­пересадочного узла – это шаг и к преобразованию, и, надеемся, преображению облика всей Привокзальной площади.

– Храм, который почти построен, – это центр нашего проекта, – Михаил Садовников показывает эскизы будущего вокзала в Твери.

Участок, на котором планируется развернуть масштабное строительство, – это площадь около пяти гектаров, ограниченная с запада на восток зданием линейного ОВД и торговым центром «Карусель», с севера на юг – улицей Коминтерна и самой железной дорогой.

Проект полностью инвестиционный, бюджетных денег на него не будет потрачено ни копейки.

– Основной объем финансирования проекта (до 70 процентов) осуществляется за счет средств финансовых институтов. Тверская область обеспечивает финансирование развития улично­дорожной сети в зоне влияния транспортно­пересадочного узла (ТПУ), включая инфраструктуру для обеспечения работы автовокзала, работ по подключению к внешним инженерным сетям. Для данных целей планируется привлечение частного капитала, – подчеркивает министр экономического развития Тверской области Игорь Козин.

– Это будет первый частный вокзал в России с серьезным обременением. Инвестор никак не сможет влиять на функционирование служб, связанных с пассажирскими перевозками, – отмечает Михаил Садовников.

Помимо непосредственно вокзала со всеми сопутствующими службами здесь будут кинотеатр, ресторан, гостиница, торговые центры… Под эту же крышу планируется переселить и автовокзал. 

Трехстороннее соглашение уже подписано, создана совместная проектная компания ЗАО «РВ­Тверь», дочерняя компания ОАО «РЖД­РВ» (РВ – развитие вокзалов), на которую и возложены функции проектирования,  строительства и эксплуатации будущего ТПУ. 51% акций компании принадлежит ОАО «РЖД», 49% – министерству имущественных и земельных отношений Тверской области.

– Создание транспортно­логистического комплекса в рамках реализации инвестиционного проекта будет важным шагом к синхронизации пассажирских потоков на различных видах транспорта. А Привокзальная площадь наконец получит шанс стать достойными «воротами» в Тверь, — отмечает губернатор Андрей Шевелёв.

Министр Игорь Козин поясняет, в частности, что основанием для разработки проекта по строительству ТПУ на базе железнодорожного вокзала Твери является Программа комплексной модернизации железнодорожных вокзалов Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» до 2030 года. Тверь попала в эту программу одной из первых. Пионер, понятно, сегодня Сочи.

Реализовать масштабный проект планируется к лету 2016 года. Инициаторами всех настоящих и будущих тверских привокзальных перемен являются ОАО «РЖД» и Правительство Тверской области в лице губернатора Андрея Шевелёва.

 

Сносим храм – строим вокзал.          

И наоборот

Уже идет подготовка и оформление земельного участка. Тот проект, который мы видели, – не окончательный, но, как отметил Михаил Садовников, общая архитектурная концепция в классическом стиле обязательно сохранится.

– Тверь – исторический город, поэтому просто взять и построить здесь какую­нибудь модную стекляшку мы не можем. Проект должен быть реализован в лучших традициях градостроительной политики, – подчеркивает Садовников.

Что касается храма, то его восстановление – уже начало реализации проекта. Чтобы у жителей не возникало вопросов: Тверская епархия не выступала инициатором этого строительства.

– Епархия поддержала начинание меценатов, – комментирует руководитель пресс­службы Тверской епархии иерей Максим Мищенко. – Здание храма будет в иерархическом аспекте подворьем Старицкого Успенского монастыря.

Прежний храм был построен и освящен на этом месте в 1893 году. В 1983 году он был снесен для постройки существующего здания «нового вокзала». Сегодня храм восстановлен, зато вокзал ждут большие перемены.

Вокзал снесут. Его здание («новый вокзал» постройки 1991 года) планируется начать демонтировать летом будущего года.

 

В царских покоях

Главным заказчиком реставрации старого вокзала выступило ОАО «РЖД», генеральный подрядчик – «Р­индустрия». Автор проекта реставрации вокзала и научный руководитель работ тверской архитектор­реставратор Валерий Курочкин отмечает: при наличии множества фотографий внешнего вида вокзала снимков его интерьеров пока не найдено, и при разработке проекта реставрации внутреннего пространства руководствовались старыми сметами:

– В сметах указана информация о виде продукции, количестве и месте производства. И когда мы открываем каталоги, то видим, что все старые заводы сохранились и выпускают сегодня всю ту же самую продукцию. Мы взяли и заказали.

Представитель генерального подрядчика начальник участка Евгений Скляренко ведет нас в знаменитые императорские покои в здании вокзала. Здесь пока рабочий беспорядок, но впоследствии будет воспроизведена исконная обстановка и комната станет музеем.

– Вы видите два камина, и один из них будет работать, – рассказывает Евгений. – Вы можете видеть новые окна – они сделаны из дуба. Тверские реставраторы работают над единственной сохранившейся подлинной дубовой дверью, которая вела в царские покои. По ней мы будет делать и все остальные полотна.

– Мы стараемся все сохранить и воспроизвести в прежнем виде, – отмечает Валерий Курочкин.

Открыть вокзал после реставрации планируется к лету будущего года. Общий объем средств на реставрацию, выделенных ОАО «РЖД», – 150 миллионов рублей.

Пуск старого вокзала станет началом конца «нового». А конец «нового» станет и концом той Привокзальной площади, к которой мы привыкли.

– Понятно, что все эти ларьки, рынки на площади носят временный характер, – говорит Михаил Садовников. – Площадь должна стать визиткой города, и значит, на ней место современным архитектурным решениям.

 

 

 

2743 млн рублей

в прогнозных ценах – совокупный объем капитальных вложений в реконструкцию вокзального комплекса (без учета инвестиций в систему безопасности и инвестиций в развитие платформенного и путевого хозяйства).

 

 

●  Старое здание железнодорожного вокзала станции Тверь построено в 1844–1848 годах по проекту архитектора Р.А. Желязевича. Станция Тверь была открыта раньше основной дороги, летом 1850 года. Несмотря на повреждения во время оккупации Калинина и последующих бомбежек, здание сохранило свой уникальный облик.

●  «Новый» вокзал построен и запущен в эксплуатацию 29 июня 1991 года. Проект здания разработан институтом «Ленгипротранс» (автор проекта В.И. Кузнецов). В интерьере зала ожидания большое мозаичное панно на тему истории Твери (авторы А. Голубцов и А. Князев).

 

●  Вновь построен по образцу снесенного в 1983 г. храм в честь Александра Невского. Церковь была построена в 1891–1893 гг. Автор проекта – гражданский инженер Ф.Н. Малиновский. Храм освятили во имя святого благоверного князя Александра Невского, небесного покровителя царствующего императора. После закрытия храма в 1929 г. здание многократно перестраивалось для различных хозяйственных нужд. В 1983 г. обезображенный остов храма полностью уничтожили в связи с началом реконструкции Привокзальной площади.

Александр ДЫЛЕВСКИЙ

Фото Юрия СУРИНА

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *