Его самолеты ставили мировые рекорды

Бронзовый бюст трижды Герою Социалистического Труда  Андрею Николаевичу Туполеву установлен в Кимрах на Майской площади 7 сентября 1979 года.

Сельца Пустомазово нынешнего Кимрского района, где родился будущий конструктор, не существует. В поместье, на свежем воздухе, обосновался отец – Николай Иванович Туполев, выходец из сибирских казаков. Он был нотариусом окружного суда. Супругой Николая Ивановича была дочь судебного следователя из Тифлиса – Анна Васильевна, очень образованная женщина. Знала несколько языков, прекрасно играла на рояле, самостоятельно дала детям начальное образование. Все домашнее хозяйство вела мать большого семейства, где было семеро детей: три мальчика и четыре девочки.

С 13 лет Андрей Туполев начал обучение в Тверской гимназии (ныне здание медицинской академии). «Для того чтобы дети могли учиться, всей семье пришлось переехать в Тверь, – вспоминал Андрей Николаевич. – В Пустомазове у меня не было никаких игрушек. Они стоили дорого, и я мастерил их сам из дерева. А в гимназии были уроки ручного труда. Здесь я мог заниматься столярным ремеслом, некоторые мои вещи даже попали на выставку. Учась в гимназии, я понял, что люблю технику, понял, что мне нужно идти в этом направлении».

В 1908 году юноша сдал экзамены в Императорское московское техническое училище  –  ИМТУ (ныне МВТУ).

О студенческой жизни писал: «Денег постоянно не хватало. Один раз стало совсем худо, и тогда я решил заложить свое плохенькое пальто в ломбард. Я искал ломбард и мне казалось, что все смотрят на меня, на пальто под мышкой. Я так и не смог найти ломбард и вернулся в тот день голодный. К счастью, на следующий день пришли три рубля из дома!».

В октябре 1909 года лекции по воздухоплаванию стал читать Н.Е. Жуковский, который организовал воздухоплавательный кружок. Студент участвовал в постройке планера, в 1910 году совершил на нем самостоятельный полет.

Весной учеба неожиданно прервалась: Туполеву приписали политическую неблагонадежность и арестовали. Освободили только из­за смерти отца. Было запрещено год жить в любых городах, где были вузы. В административном порядке Туполева высылают из Москвы на родину под негласный надзор полиции. «Когда я вернулся на родину, мне выпала трудная обязанность хоронить отца. Дела нашей семьи шли плохо. Но я был молодым и сильным. Хорошо обработав землю, я совершил посадку овощей. Постепенно дела стали улучшаться». Около двух с половиной лет провел Андрей Туполев в Пустомазове.

6 февраля 1913 года полицейский надзор был отменен. Осенью Туполева восстановили в ИМТУ, он продолжил работу в аэродинамической лаборатории, созданной вместо воздухоплавательного кружка.

Вместе с Жуковским участвовал в работе Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). Профессор стал руководителем института, ученик – начальником авиационного отдела. В 1923 году он создал цельнометаллические аэросани, в 1924 году был успешно испытан цельнометаллический самолет АНТ­2.

В 1936 году Туполев становится главным инженером Главного управления авиационной промышленности. Он перестраивает старые и строит новые заводы для массового производства самолетов.

21 октября 1937 года А.Н. Туполева обвинили во вредительстве, принадлежности к контрреволюционной организации и арестовали. 28 мая 1940 года приговорен к 15 годам исправительно­трудовых лагерей. В заключении конструктор работал в закрытом конструкторском бюро НКВД – ЦКБ­29 («Туполевская шарага»). В июле 1941­го от отбытия наказания освобожден со снятием судимости.

Внушительны заслуги А.Н. Туполева. В 1925 году создал двухмоторный ТБ­1 – лучший в мире бомбардировщик. В 1932­м появился ТБ­3, с которого в 1937 году экспедиция высадилась на Северном полюсе. В том же 1932­м – самолет модели «Максим Горький», восемь двигателей, вместимость 60 человек (разбился над Москвой во время показательного полета).

После войны Андрей Николаевич создал реактивный бомбардировщик Ту­16 со скоростью более тысячи километров в час и первый реактивный гражданский самолет Ту­104. В 1957 году был разработан турбовинтовой межконтинентальный пассажирский самолет Ту­114. Каждый новый самолет был событием в науке и технике. Всего под руководством выдающегося авиаконструктора спроектировано более 100 типов самолетов. 70 из них строились серийно. На самолетах нашего земляка установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелетов.

Андрей Николаевич воспитал блистательный отряд конструкторов и ученых: В.М. Петлякова, П.О. Сухого, В.М. Мясищева, А.И. Путилова, В.А. Чижевского, М.Л. Миля, С.А. Лавочкина. Достойным продолжателем дела отца стал Алексей Андреевич Туполев.

Со своей единственной любовью Юлией Николаевной Андрей Туполев познакомился еще студентом. Она сопровождала супруга во всех поездках, на конференциях, приемах. Прекрасно знала иностранные языки, помогала в переговорах с иностранцами. Андрей Николаевич привлекал жену к оформлению пассажирских салонов самолетов Ту­70 и Ту­104.

Супруги любили путешествовать. Страстью обоих были отдых на природе, театры, музыка, книги. Туполев по памяти цитировал стихи десятков русских и советских поэтов. Ученый дружил с И.В. Курчатовым, А.П. Виноградовым, А.Т. Твардовским, М.В. Келдышем, П.Л. Капицей, С.П. Королёвым.

Смерть супруги в 1962 году сильно подорвала здоровье ученого.

22 декабря 1972 года в больнице 84­летнего Андрея Николаевича навестили сын и дочь. После ухода детей он заснул и больше не проснулся.

Среди наших земляков много выдающихся ученых. В этом списке Туполев стоит первым.

Валерий БУРИЛОВ

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *